«MARE MEDITERRANEUM»
AES+F
Четыре российских художника, входящие в состав AES+F (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкес), принимают участие в концептуальных проектах, сочетающих в себе фотографию, видео, инсталляцию, перформанс и смешанную технику. Авторы создают тщательно продуманные аллегорические сценарии на социальные темы. Проект «Mare Mediterraneum» впервые был представлен в Театре Массимо в Палермо на передвижной биеннале европейского искусства. AES+F исследуют актуальные европейские социально-политические конфликты. Фарфоровые статуэтки в стиле XVIII века заставляют задуматься о проблеме миграции и переворачивают представление о ценностях в современном обществе, где комфортное существование ставится выше гуманистических идеалов.
«ЛЕС»
НИКОЛА ОВЧИННИКОВ
Главным лейтмотивом на выставке New Now стал образ леса, в котором легко заблудиться, и вода как символ отражения окружающего мира. «Лес» Николы Овчинникова визуально погружает зрителя в бескрайний и устрашающий мир природы. Знаковая работа в творчестве художника состоит из десяти частей и достигает 20 метров. Впервые экспонировалась в Болонье на выставке «Mosca… a Mosca…» в Galleria d’Arte Moderna в 1992 году.
«ЧЕРНЫЙ КЛОУН»
РОДИОН КИТАЕВ
Образ черного клоуна Китаева может служить метафорой или символом. По словам художника, на написание произведения его вдохновил небольшой рассказ Юрия Олеши «Лиомпа» о мифопоэтическом развитии и сжатии мира вокруг нас, о смерти и витальной энергии, о том, что вещи могут терять не только физическую оболочку, но и смысловую. Как и в рассказе, название дезориентирует зрителя, запускает механизм поиска объяснения, основанный на развертывании ассоциаций. Но на самом деле все иллюзорно, у вещей нет имен, акцент на предметном мире существует только в природе человеческого ума. Свет жизни не прекращается с угасанием цвета.
«PRTS_COMPLEX»
АНАСТАСИЯ ПРАХОВА
Сексуальная, трогательная работа Анастасии Праховой расположена на втором этаже выставки New Now, где сталкиваются мужское и женское начало — жесткое маскулинное и текучее феминное. Художнице важно исследовать PARTS — части памяти, тела и сознания. Фрагментированное гипсовое тело объединено в гармоничную структуру. Объект легко пересобрать, словно пазл, но новые формы утратят изначальную красоту и слаженность. Вмешательсво в материал, создание уникальных отметин символизируют процесс исцеления после травматичного опыта и постепенного возвращения контроля.
ВИДЕО «ФОНТАН»
МИТЛЯНСКАЯ АЛЕКСАНДРА
Среди последних поступлений в Фонд нельзя не отметить медитативное видео Александры Митлянской. К видеоработам художница пришла из живописи и фотографии, и влияние этого опыта ощутимо. Александра сознательно ограничивает себя, используя статичную камеру без смены ракурсов и фокуса, минимизируя применение эффектов. Поток движения сосредоточен внутри кадра. Неудержимая энергия воды рождает эротические, жизнеутверждающие, мажорные интонации.
«ИДЕАЛЬНЫЙ ГОРОД»
ИРИНА НАХОВА
Идеальный город — понятие, заставляющее задуматься: является ли он местом счастья или лишь фантастической мечтой, недосягаемой в реальной жизни? Ирина Нахова, известный график, живописец и автор инсталляций, в картине «Идеальный город» предлагает зрителю поразмышлять на эту тему. Произведение, созданное в 1978 году, становится своеобразным ребусом, где каждый элемент, цвет и контур представляют собой часть ответа на вопрос о смысле идеального города.
«ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ЭКСПРЕСС». СЕРИЯ «КОНЕЦ ФИЛЬМА»
ШАБЕЛЬНИКОВ ЮРИЙ
Картина в синих оттенках с изображением экспресса, мчащегося по зимней железной дороге, создает впечатление негатива старой кинопленки. Это придает работе атмосферу мистики и ностальгии, а символичная надпись «Конец» указывает на завершение определенного сценария. Автор приглашает порефлексировать и задуматься о прошлом — как мы пережили то, что когда-то казалось «концом»? Работа венчает выставку и одновременно является ее открытым финалом, оставляя возможность зрителю сделать самостоятельный выбор — остаться сторонним наблюдателем, пассажиром или машинистом на «стальном» пути жизни.
За помощь в подготовке материала благодарим руководителя научного отдела Ruarts Надежду Цветкович.