10 самых интересных арт-объектов Уральской биеннале

Что посмотреть на одной из главных выставок этой осени

14 сентября в бывшем здании Уральского приборостроительного завода в Екатеринбурге открылась 4-я Уральская индустриальная биеннале, которая продлится до 12 ноября. Свои работы представили более 60 художников из 19 стран. Мы выбрали десять самых любопытных арт-объектов — от новых работ RADYA и Александры Паперно до Гектора Саморы и Руди Десельера.

 

 

 

RADYA. «Кто мы, откуда, куда мы идем?»

Неоновая надпись, венчающая крышу здания бывшего приборостроительного завода в центре Екатеринбурга, — «Кто мы, откуда, куда идем?» — работа уральского стрит-художника Тимофея Ради. Когда-то на этом месте ответом на все экзистенциальные вопросы помещался незамысловатый и понятный лозунг «Слава труду!» — что ж, у советской власти всегда и на все были готовы ответы. Теперь на смену привычной максиме пришли вопросы, которые, впрочем, не новы — достаточно вспомнить картину Гогена под названием «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» или три основополагающих вопроса Канта: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться?». И все же актуальности они не утратили, и новую работу Ради можно назвать своеобразным эпиграфом к Уральской биеннале.

 

Александра Паперно.
«Об устройстве сна шестой пятилетки»

Московская художница Александра Паперно создала инсталляцию «Об устройстве сна шестой пятилетки», отсылающую зрителя в 1955 год, когда было принято постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Оно предписывало архитекторам разработать проекты с доступным жильем. Именно с этим постановлением связано массовое строительство хрущевок. Художница воссоздала жилое пространство типовой многоэтажки. Три пустые комнаты обклеены обоями с изображениями схематических человеческих фигур, которые вписаны в разметку. С ее помощью высчитывалось, сколько сантиметров необходимо человеку для того, чтобы, скажем, раздеться или лечь в постель. Стереотипный план рассчитывал и регулировал размеры квартиры с точностью до сантиметра, но вместе с тем отчасти регламентировал поведение человека внутри нее. Через такого рода повседневность художница изучает советский быт времен оттепели и размышляет о частном и общественном в жизни человека.

 

 

Павел Отдельнов. «Доска почета»

Полиптих художника Павла Отдельнова «Доска почета» представляет собой стену с портретными фотографиями передовиков производства из заводских многотиражек. Большая часть портретов была сделана в 30-е годы прошлого века; возможно, этим объясняется тот факт, что на некоторых фотографиях отсутствуют лица. Портрет, как правило, фиксирует индивидуальные характеристики героя, старается через внешность показать внутренний мир модели. Однако на официальных фотографиях, которые представил художник, никак не выявлены индивидуальные особенности портретируемых. В рамках этого жанра индивидуальность превращалась в типаж, в обобщенный образ идеального рабочего. Поэтому так органично здесь смотрятся фотографии без лиц, ведь лицо здесь неважно. Оно никого не интересует, равно как никого не интересует сам человек. Производство, завод, государство заинтересованы исключительно в его успехах, но не в нем. Именно об этом и говорит художник — о том, что индустрия или государство могут упразднить человека как личность. К слову, среди этих изображений присутствует и фотография бабушки Отдельнова, но даже он сам, по его словам, не сразу смог ее узнать.

 

 

 

 

Федор Телков. «Простые признания»

В одном из помещений бывшего уральского завода Федор Телков воссоздал университетскую аудиторию. Художник несколько лет преподавал в вузе и в какой-то момент стал «коллекционировать» рисунки студентов на партах. Самые интересные он показал в своей инсталляции в рамках Уральской биеннале. Поверхности столов заполнены изображениями, будто стены пещер — первобытными граффити. Лаконичные и не всегда пристойные надписи, нелепые рисунки — это не просто «порча имущества», а своего рода зеркало современного общества. Зритель видит мечты, переживания, чаяния и желания нынешних студентов. «Простые признания» — работа о духе времени, который вбирают и передают через незамысловатые изображения современные молодые люди.

 

 

 

 

Евгения Мачнева. «Белый павильон»

«Белый павильон» — это минималистичное сооружение, которое представляет собой невесомую копию Каслинского павильона, выполненного из чугуна. Мастера Каслинского чугунолитейного завода создали его специально для Всемирной выставки в Париже 1900 года. Тогда павильон получил Гран-при. Переводя чугунную конструкцию в совершенно иной, противоположный по своим характеристикам материал, художница в новом возрождает старое и переосмысляет прошлое.

 

 

 

 

Руди Дессельер. «About the heaviest wave»

В течение 15 лет швейцарский художник Руди Дессельер обращается к металлу как к источнику звука. Совместно с Кыштымским медеэлектролитным заводом он сделал звуковую инсталляцию «О самой тяжелейшей волне». Медные волнообразные пластины, ранее использовавшиеся в фабричном производстве, прикреплены к потолку с помощью медных же проводов. Пластины издают звук благодаря встроенной системе магнитов, из-за которой провода начинают вибрировать. Звук, как будто вторя форме медных пластин, как волна, — то усиливается, то ослабевает или исчезает вовсе.

 

 

 

Антонина Баевер. «Transatlancyxa»

Работа Антонины Баевер непосредственно связана с текстом и как нельзя лучше соотносится с главной темой 4-й Уральской биеннале — «Новая грамотность». Один из основных вопросов, на который старается ответить биеннале, — это сложение нового образного и визуального языка, в котором текст не менее важен, чем изображение. Неоновая инсталляция «Transatlancyxa» названа придуманным словом, состоящим из двух элементов — «трансатлантика» и «трансуха». Эта работа художницы является яркой иллюстрацией ее творчества, в котором она старается совместить различные, порой полярные аудитории и контексты: кириллицу с латиницей, символы и сленг молодежных субкультур с риторикой государственной пропаганды, подростков и старшее поколение.

 

 

 

 

Нина Бисярина. «Сплавни»

Мультипликатор Нина Бисярина создала тотальную инсталляцию с плавающими или, лучше сказать, блуждающими островами. Для этого она превратила пространство арт-резиденции в настоящее небольшое озеро и наполнила помещение разнообразными природными звуками и запахами. «Сплавни» — это бродячие острова, образующиеся переплетением корней растений. Они, по словам художницы, созданы без воли человека, но в результате его действий. Странствующие по озеру острова для Нины — это символы неподвластной человеку природы, которая противопоставляется жестко упорядоченной индустриальной цивилизации.

 

 

Творческое объединение «Куда бегут собаки». «Испарение Конституции Российской Федерации»

Инсталляция представляет собой непростую и, честно говоря, довольно непривлекательную конструкцию: среди бесчисленных проводов на штативах-подставках закреплены перевернутые утюги, а на потолке — целая конструкция из деревянных реек. Впрочем, эстетика здесь не главное. Задача инсталляции — с помощью технологий описать существующую политическую реальность. Текст Конституции переложен на азбуку Морзе и отстукивается каплями воды, которые, ритмично падая на раскаленные утюги, с шипением испаряются. «Испаряемый» текст сразу же выводится на экран. Вместо слов, которые, как нам кажется, имеют вес, мы получаем пар, который уже через несколько секунд вовсе исчезнет. Инсталляция не просто наглядно, но на уровне ощущений показывает обесценивание слова и текста.

 

 

Гектор Самора. Саунд-перформанс «Неразрушающий контроль»

В XX веке композитор Сергей Прокофьев извлекал индустриальные звуки из классических музыкальных инструментов, а мексиканский художник Гектор Самора и композитор Александр Жемчужников написали целую симфонию для двух 13-тонных локомотивных телег. Совместно со Свердловской железной дорогой и заводом «Уральские локомотивы» художник представил звуковой перформанс «Неразрушающий контроль», который исполнили обходчики Свердловской железной дороги. Несколько железнодорожников с помощью молоточков ударяли по разным частям телег, извлекая из каждой из них неповторимый звук. Точно так же обходчики проверяют исправность колес на поездах, но по замыслу Гектора Саморе эта каждодневная рутина превращается в музыку. Художник в своих работах стремится поэтизировать повседневность и рутину. Перформанс «Неразрушающий контроль» тоже об этом: из простого и обыденного жеста обходчика рождается музыкальная композиция.

 

 

 

 

Анастасия Егорова

31.10.17, 18:16

  • Фоторедактор: Нина Расюк
  • Фото: архив пресс-службы