С 29 января в Русском музее в Санкт-Петербурге открыта выставка «Лики / Лица / Морды», где можно посмотреть художников-шестидесятников. Их работы шли вразрез с классическим искусством и общепринятыми нормами в СССР. Редакция BURO. увидела экспозицию в числе первых, что побудило нас составить путеводитель по андеграундным местам Северной столицы — отметили несколько интересных точек на карте.
Начинаем путешествие по истории советского андеграунда с выставки «Лики / Лица / Морды», которая будет идти до марта в залах Мраморного дворца Русского музея. Художники-шестидесятники (Анатолий Зверев, Олег Целков, Владимир Янкилевский, Эдуард Штейнберг) исследовали тему внешности через призму портрета и автопортрета в советские времена, когда было действительно страшно иметь самоидентификацию. Это первый проект московского Музея AZ в Санкт-Петербурге, который до этого прошел с большим успехом в столице, а сейчас существенно расширился: зрителей ждет больше работ, а также новые экспозиционные и постановочные решения.
В одном из дворов самого творческого района Петербурга — Петроградки — спрятана та самая котельная «Камчатка», где работали кочегарами рок-музыканты Виктор Цой, Александр Башлачев, музыкальный продюсер Сергей Фирсов, основатель группы «Алиса» Святослав Задерий и вокалист Андрей Машнин. В середине 80-х «Камчатка» была неофициальным рок-клубом, где собирались друзья, знакомые и поклонники музыканта, сейчас это музей Цоя и клуб, где иногда проводят концерты. В 1987 году именно здесь снимали фильм «Рок», в котором Цой, подкидывая уголь в топку, произнес одну из своих культовых фраз: «Я просто чувствую себя свободным. Совершенно свободным». Чтобы в полной мере ощутить дух свободы андерграунда конца прошлого века, посетите один из музыкальных концертов и не забудьте взглянуть на подлинную гитару исполнителя.
Если для исследования советского андеграунда не хватает компании, всегда можно отправиться на свидание с самим собой и, разумеется, городом. Специально для одиноких прогулок режиссер Семен Александровский придумал спектакль «Любовные письма». В проекте «Pop-up театра» на данный момент 146 посланий, каждое из которых привязано к определенному адресу. Знакомство с историями любви шестидесятников и таких героев, как Заболоцкий, Цой, Маяковский и даже Александр II, может начаться с любой точки на карте и в любое время. Стать героем постановки на сцене, которой и является сам город, можно в приложении.
Музей-квартира И. А. Бродского расположилась в доходном доме Мурузи, который после Революции стал коммунальной квартирой. Одну из комнат, а если точнее — целых полторы, семья Бродских получила в 1955 году, где поэт прожил до эмиграции в Америку. Музей состоит из двух частей — самой квартиры и экспозиционного пространства, которое создал однофамилец поэта — архитектор Александр Бродский. Работники музея позаботились, чтобы посетители чувствовали себя как дома: на входе выдают тапочки, наливают чай и предлагают расположиться с книгой в кресле у камина. Эта часть музея переносит посетителей во время, когда жил поэт, и отлично передает настроение поколения шестидесятников. Перед посещением нужна регистрация.
«Задержанный» — еще один интерактивный спектакль Семена Александровского. Постановка включает в себя бар-хоппинг по улице Рубинштейна и исследование творчества и биографии Сергея Довлатова. Вместе с сержантом советской милиции отправляйтесь на прогулку, попутно заходя в бары и слушая интервью писателя и его друзей и знакомых. Некоторые высказывания современников окажутся показаниями и доносами на Довлатова. Спектакль — чисто питерская история, полная загадок и неожиданных фактов из биографии. Смело идите на «Задержанного», если любите небанальный подход к театру и не боитесь экспериментов.
Вечером держите курс в «Хроники», который находится на самой барной улице Питера — Некрасова. По выходным здесь людно и почти не бывает свободных мест. За одной стойкой — завсегдатаи «Сайгона», студенты актерского факультета, свободные художники и просто любители настоек. Сюда стоит заглянуть как минимум за атмосферой тех самых рюмочных, которые были популярны в ХХ веке. А если повезет, за одним из столиков встретите известного кинокритика Леонида Борисовича Циткина, которому точно есть что рассказать о жизни богемного Ленинграда.