ГДЕ
Москва, фонд Ruarts
Вспоминая выставки этого года, нельзя обойти стороной «Великую пустоту», представленную в Ruarts. Куратор Анна Журба неоднократно упоминала, что проект — разговор про физическое и экзистенциальное проживание пустоты, происходящий прямо в ее эпицентре. Художницы, которым дали слово (здесь стоит упомянуть, что в выставке принимали участие только женщины), смогли передать свое видение этого непростого чувства. Заброшенные классы, покинутые дома и избушки, контуры вывезенного фортепиано на стене. Авторы показали, что пустота может не только служить напоминанием о былой жизни, но и стать пространством для создания красоты и новых смыслов.
ГДЕ
Москва, школа Masters
Весной пространство школы Masters на Патриарших прудах открыло персональную выставку Никиты Лукьянова. Название экспозиции I'm Fine — ироничный ответ на вопрос «Как ты?». За подобной фразой обычно скрываются самые разные состояния — от «очень хорошо» до «совсем плохо». В графических синих работах Никита сравнивал умение человека адаптироваться к действительности с тем, как растения прорастают через камни и плитку. Выставка — напоминание о том, что жизнь всегда побеждает, просто иногда это требует времени.
ГДЕ
Москва, a-s-t-r-a gallery
Еще одна яркая выставка уходящего года — «Тихий ход. (Не)очевидная арт-сцена Петербурга» в a-s-t-r-a gallery. Экспозиция запустила цикл «Центр, где я есть», в рамках которого в 2024 году галерея планирует открывать художников из Нижнего Новгорода, Краснодара, Екатеринбурга, Воронежа, Владивостока, Уфы, Красноярска и других российских городов. Основательница галереи Алина Крюкова возложила на проект большие надежды по налаживанию связи между московскими и региональными участниками арт-процессов.
ГДЕ
Москва, Музей Москвы
Этой весной познакомиться с историей советской моды и узнать, как работали ее ключевые институции — «Ателье мод», Дом моделей на Сретенке и Общесоюзный дом моделей одежды на Кузнецком мосту, — получилось за счет выставки «Дом моделей. Индустрия образов» в Музее Москвы. Экспозиция разобрала на составляющие модную индустрию того времени через призму ее героев — модельеров, художников и манекенщиц — и элементы производства. Ценные эскизы, фото- и видеохроника того периода помогли понять, почему модой СССР интересовались культовые дизайнеры, от Ива Сен-Лорана до Пьера Кардена, а некоторые ее атрибуты остаются актуальными даже сегодня.
ГДЕ
Москва, Музей русского импрессионизма
«Выбор Добычиной» — еще одна запоминающаяся выставка уходящего года. Экспозицию посвятили одной из первых российских галеристок, открывшей в начале ХХ века независимое Художественное бюро на набережной Мойки и превратившей Северную столицу в центр культурной жизни. Благодаря Добычиной местная публика увидела работы самой крупной русской авангардистки Наталии Гончаровой и «Черный квадрат» Малевича. Галеристка имела в собственной коллекции Шагала, Кандинского, Анненкова, Бенуа, но, в отличие от меценатов Морозова, Щукина и Третьяковых, искала новые способы продвижения независимых художников и их взаимодействия с заинтересованной в искусстве аудиторией.
ГДЕ
Москва, Kupol Gallery
Разговор о творчестве и жизни великого импресарио Сергея Дягилева вслед за Третьяковской галереей продолжил проект Kupol Gallery. Экспозиция «Нам нужен Дягилев» — это новый взгляд на творчество художников Русских сезонов и связь между творцами дягилевской эпохи вроде Бенуа, Бакста, Эрте, Коровина и такими современными российскими авторами, как Купер, Хамдамов, Чапурин, Инфанте и Тишин. Выставка прошла в пространстве Cube, а ценные экспонаты для нее — костюмы и эскизы — предоставили Большой театр и Фонд Андрея Челгакова, Игорь Чапурин и Николай Цискаридзе.
В ноябре ГМИИ им. Пушкина открыл испанский сезон, представив сразу две интересные выставки — «Испанская коллекция. Из собраний российских музеев» и «Образы Испании. Русское искусство XIX–XXI веков». В рамках первой музей показал около 50 работ, вдохновленных образами страны. Среди них труды мастеров золотого века — Диего Веласкеса, Хусепе де Риберы, Антонио Переды, Франсиско Гойи и Игнасио Сулоага. Часть уникальных экспонатов, предметов прикладного искусства и скульптуры представлена из собрания Пушкинского музея. Вторая посвящена творчеству русских художников, которые уделяли внимание испанской теме. Посмотреть на архитектурную графику Романа Клейна, пейзажи Максимилиана Волошина и театральные образы Александра Головина можно до 4 февраля.
Сразу двумя масштабными выставками в ноябре порадовал дом культуры «ГЭС-2»: «Кубок созвучий. По направлению к Розановой» и «Закат в сто сорок солнц». Первая — попытка осмыслить творчество авангардистки Ольги Розановой и исследовать его продолжение в произведениях современных художниц. Розанова не только работала в разных стилях — от примитивизма до алогизма и кубофутуризма, — но и стала основателем нового направления в живописи — цветописи, или «преображенного колорита». Вторая экспозиция посвящена космосу как пространству надежд и разочарований. Ее название отсылает к стихотворению Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920), в котором описывается встреча поэта со светилом. «Закат в сто сорок солнц» переносит в то время, когда размышления о космосе представляли собой ничем не ограниченный полет фантазии. Хорошая новость: обе экспозиции можно посетить в течение зимы и весны следующего года.
До последнего воскресенья января в центре «Зотов» можно увидеть «Родченко. Личное». В экспозицию входят 58 культовых работ художника, который стал родоначальником рекламы и дизайна в СССР. В 1924 году Родченко купил первый фотоаппарат и увлекся фотографией. На снимках он запечатлел важных в его жизни людей — мать, жену Варвару Степанову, дочь, близких друзей и коллег по цеху. На снимках Родченко в разное время появлялись режиссер Лев Кулешов, конструктивист Алексей Ган, поэт Владимир Маяковский и муза русского авангарда Лиля Брик. Кураторы поделили выставку на пять тематических зон: «Город», «Репортаж», «Вхутемас», «Мастерская» и «Семья». В нее также вошли личные вещи художника, периодические издания, воспоминания из дневников и писем.
Выставка Unsorted, представленная в пространстве «Ц–1» на минус первом этаже «Цветного», объединила работы шести талантливых художников, участников питерской творческой команды 10.203. Их проекты — пример современного уличного искусства и результат смелых экспериментов с различными техниками и материалами. Название экспозиции намекает на ее незавершенность, художники не преподносят эскизы, полотна и скульптуры как конечный продукт. Это добавляет работам жизни и создает атмосферу мастерской, давая зрителям возможность ощутить себя внутри процесса.
В сентябре Музей Фаберже в Санкт-Петербурге представил масштабную ретроспективу «Первый мастер на свете» одного из главных модернистов Бориса Григорьева. Эмигрировавший после революции с женой и 5-летним сыном на лодке по Финскому заливу художник получил признание в европейской культурной среде. Но не потерял интерес к жизни родины и своих соотечественников. Так, в «Ликах России» Григорьев обнажил чувства русских людей, проживающих в послереволюционный период. Сам он говорил, что эта картина — попытка разглядеть в народе человеческое, найти его истоки. Особенно ценными его работами являются портреты выдающихся российских деятелей культуры, таких как Шаляпин, Репин, Мейерхольд, Скрябин, Рахманинов. В экспозицию вошли около 200 трудов Григорьева, некоторые из них представлены впервые.
В октябре в Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «Процесс. Франц Кафка и искусство ХХ века» о писателе, во многом предсказавшем ХХ век. Экспозиция — путешествие по его трудам и попытка выдать оценку их влиянию на мировое искусство. Она подразумевает два маршрута. Первый выстроен по линии «Превращения», второй воссоздает интерьер конторы, в которой работал Кафка и главный герой романа. В нем представлены работы концептуалистов Джозефа Кошута, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова и Дмитрия Пригова. Каждый из маршрутов в конечном итоге приводит к центру выставки, который представляет собой аллюзию на роман «Замок». «Процесс. Франц Кафка и искусство ХХ века» включает в себя 100 работ из коллекции Третьяковки, Пушкинского музея, Эрмитажа и других ценных собраний.
К 150-летию одного из самых нетривиальных русских художников Николая Рериха в Новой Третьяковке работает одноименная выставка. В насыщенной биографии Рериха, кажется, есть место всему: Союзу русских художников и объединению «Мир искусства», Русским сезонам Дягилева, археологии и экспедициям в Азию, философии живой этики и общественной деятельности. Экспозиция дает возможность узнать больше о жизни мастера и увидеть как шедевры его раннего творчества «Гонец» и «Заморские гости», так и работы индийского периода «Гуга Чохан» и «Ченрази».