КОГДА
до 28 июля
ГДЕ
Истра, Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Проект, созданный в год 180-летия Ильи Репина, призван посмотреть на него не только как на величайшего автора, но прежде всего как на уникального масштаба Мастера — наставника, сформировавшего целую плеяду выдающихся художников, ставших гордостью русской живописной школы. В экспозицию вошло 110 работ из собраний 20 музеев России и 4 частных коллекций — это картины Ильи Репина, Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Филиппа Малявина, Исаака Бродского, Константина Сомова, Зинаиды Серебряковой, Игоря Грабаря и других авторов. В основе повествовательной структуры проекта лежат три ключевых принципа Репина, которые также вынесены в названия разделов: «Тело так тело», «Учитесь у природы» и «Идите своим собственным путем».
КОГДА
до 14 апреля
ГДЕ
Москва, Vladey
Vladey совместно с Ovcharenko представляет персональную выставку Сергея Зарвы «Огонек». В основе живописных произведений из одноименной серии лежит фотография. Однако Зарва кардинальным образом преображает первичную реальность — пишет маслом поверх оригинальных обложек популярнейшего советского журнала 1950-х – 1960-х годов искаженные различными эмоциями лица, похожие на маски. Пропагандистский лоск Зарва с неизменным черным юмором уничтожает: доблестные «герои труда», как и все его персонажи, обретают новое пластическое воплощение. В экспозицию вошли как новые, так и ранние работы серии. В 2011 году они были представлены в New Museum в Нью-Йорке, а в 2013 году Массимилиано Джони включил их в основной кураторский проект 55-й Венецианской биеннале.
КОГДА
до 27 марта
ГДЕ
Москва, культурное пространство «Ц-1»
Выставка объединит работы двух мультидисциплинарных художников и друзей — Паши Безора и Олега Кузнецова. Именно история общения, творческого взаимодействия двух авторов и рефлексия о ней легли в концепцию экспозиции. Повествование проекта позволяет зрителю найти точки пересечения авторских стилей и проследить, каким образом они менялись под влиянием дружбы. Два входа в выставочное пространство и круговая структура экспозиции позволят зрителям посмотреть выставку дважды — глазами каждого из художников, — а погрузиться в их истории помогут графика, тексты, видео- и фотоматериалы, а также инсталляции и скульптуры.
КОГДА
до 10 апреля
ГДЕ
Москва, pop/off/art
Персональная выставка современного художника Виталия Пушницкого — это попытка исследовать остров как архетип и как символ. Новый проект станет результатом полемики автора с предметами, окружающими мастера в изоляции. При всей кажущейся меланхоличности идеи «Остров» — это интенция, попытка наладить связь с наблюдателем, а не закрыться, исчезнуть или остаться незамеченным. Художник не раз говорит о тотальном единении с работами. Выставка позволит выстроить диалог между автором и зрителем посредством поиска знакомых состояний, транслируемых в произведениях.
КОГДА
до 31 марта
ГДЕ
Москва, ММОМА
Московский музей современного искусства и галерея FUTURO представляют персональную выставку Евгении Буравлевой «Малая родина». Проект одной из главных фигур в сегодняшней российской живописи посвящен ее родным местам на севере Кировской области, а в более универсальном смысле — отношениям человека с окружающей территорией, поиску подлинного дома и восстановлению связей с мгновениями ускользающего бытия. Основу экспозиции составляет новая серия «Незанятые пейзажи», запечатлевшая ничем не примечательные, но значимые для Буравлевой локации в окрестностях деревни Вага — поля, дороги, холмы, с детства нанесенные на ее ментальную карту.
КОГДА
до 25 мая
ГДЕ
Санкт-Петербург, Галерея Марины Гисич
Ретроспективная выставка Юрия Никифорова была задумана с целью совершить «rediscovery» художника, прожившего насыщенную творческую жизнь, но не получившего должного внимания на российской арт-сцене. Куратором проекта выступил Александр Дашевский. В основных залах расположится экспозиция «Бульон для слепых», рассматривающая брутальный экспрессионизм Юрия Никифорова как сложное социально-критическое высказывание.
КОГДА
до 28 апреля
ГДЕ
Москва, ГЭС-2
Представленная на выставке инсталляция российской художницы Эллины Геннадьевны создает связи между ее практиками и работами итальянского концептуалиста Алигьеро Боэтти. Оригинальные работы Боэтти соседствуют со своими фотографическими репродукциями, преобразованными нейросетью. Искусственный интеллект не только нарушает строгую симметрию, задавая пространству едва уловимые различия, но и создает собственный образ зрителя, точнее — «воспоминание» о нем. Система камер запечатлевает лица посетителей, а нейросеть считывает эмоции и превращает фотопортреты в новые, искаженные образы, выводя их на экран.