В октябре Новая Третьяковка запустила третий образовательный сезон для детей и взрослых с интерактивными занятиями по истории и теории искусства. У учеников есть возможность получить практические навыки по традиционным дисциплинам, от живописи и графики до скульптуры, а также попробовать себя в качестве аниматора, фотохудожника или видеографа. Преподаватели «Новых творческих мастерских» рассказали BURO. о том, почему в современном мире важно понимать искусство и как научиться это делать.
Кандидат искусствоведения, заведующая отделом образовательных программ Государственной Третьяковской галереи
Искусство — один из способов познания мира и себя самого. От самых древних наскальных изображений до произведений современных художников — все работы исследуют окружающее пространство и место человека в нем. Когда совсем крохотный ребенок берет в руки инструмент, позволяющий создавать изображение, будь то карандаш, краски или палочка на земле, он, еще не осознавая свои действия, начинает воспроизводить то, что наблюдает вокруг себя. Изучать и разглядывать произведения художников невероятно увлекательно, это всегда процесс познания и самопознания. Особенно с тех пор, как искусство приняло на себя многие функции, ранее выполняемые философией (см. эссе художника-концептуалиста Джозефа Кошута «Искусство после философии»).
Я очень люблю давать студентам задание, которое в свое время поставило меня в тупик. Когда я училась на первом курсе отделения истории искусства в МГУ, нас попросили выбрать любимое произведение из экспозиции ГМИИ имени А. С. Пушкина и профессиональным языком объяснить, почему нам нравится именно оно. Оказалось невероятно трудно совместить холодный профессиональный анализ композиции, колорита, сюжета и личные переживания. Для меня это стало очень важным уроком на всю жизнь. Все, что в конечном счете мы делаем, мы делаем из любви к искусству. И для меня, как преподавателя, важно, чтобы студенты за освоением «профессиональных компетенций» не утратили этого чувства.
Искусствовед
Изобразительное искусство — язык, с помощью которого мы учимся говорить о своих эмоциях и чувствах, выражать собственные позицию и мнение. Например, искусство XX века, которое находится в Новой Третьяковке, близко и понятно детям и подросткам. Открытость, внутренний бунт, творческая энергия, присущие искусству русского авангарда, созвучны юношескому ощущению мира. Разговаривая о картинах и изучая истории жизни художников, молодые люди находят в них отражение собственных взглядов. Со студентами любых возрастов лучше всего работают игры и квесты. Самые маленькие участники программ отлично озвучивают картины и придумывают диалоги персонажам. Дети постарше «знакомят» картины между собой и «водят в гости» персонажей из одной картины в другую, тем самым находя сходства и различия, проводя аналогии. Старшие с большим удовольствием сами придумывают квесты и создают интерактивные путеводители для своих ровесников.
Художник
Важно ли изучать искусство? Мой ответ: детям важно не просто изучать искусство, а учиться понимать и чувствовать его через знакомство с подлинниками в музейном пространстве, проживать моменты встречи с неизведанным и непонятным, а встретившись, стараться подружиться с новым понятием, визуально и эмоционально восхититься произведением.
Мы не учим детей рисовать, не заставляем делать правильные рисунки, чтобы передавать объем, свет, тень — на занятиях знакомятся со стилями и направлениями, характерными для разных художников. В экспозиции Третьяковской галереи мы учим всматриваться в детали картин, делимся эмоциями от увиденного и делаем скетчи, а еще выполняем творческое задание, по завершении которого дети презентуют работы, стараясь рассказать о них, объяснить, что нарисовано, какие мысли легли в основу рисунка. Важно не бояться экспериментов, чтобы желание заниматься творчеством было не только в мастерских, но и в свободное время дома.
Художник, куратор, исследователь художественных возможностей живописи в современном искусстве
Искусство важно изучать, потому что оно всегда отражает время. Это еще один способ понимания истории человечества и отдельных культур. Искусство одухотворяет человека, несет в себе огромный сакральный смысл. Оно способно менять окружающий мир, что ставит его в один ряд с наукой. Изучать искусство — такая же фундаментальная необходимость, как петь, танцевать и даже любить. На практических занятиях мы рассматриваем произведения художников, изучаем их живописный язык и ключевые особенности творческого метода. Это дает возможность не только глубже понять каждого автора, но и буквально прочувствовать его метод, «побывать в его шкуре».
Художник, член Московского союза художников
Мир вокруг нас меняется и преобразуется каждую секунду. Судьба современного человека — преследовать бесконечно отступающие горизонты, заменяя границы знакомых мест на пределы беспредельного. В этой вечной погоне неизбежно возникает необходимость некой константы, «культурного кода», не только для сохранения исторической идентификации культурного наследия, но и адаптации его для будущих поколений. Крайне важно ходить в музеи и изучать художественные работы, пробовать интерпретировать их по-своему. Музей является не только хранилищем культурного наследия, но и некой дискуссионной средой прошлых и будущих поколений, где изучение искусства является необходимой дисциплиной для формирования будущего страны и сохранения национальных традиций.
04.11.21, 13:26
Другие истории
Подборка Buro 24/7