Всё, что я делаю, — это попытка физического воплощения, визуализации картинки из моей головы. Отражение внутреннего во внешнем. Чем удачнее попытка, тем больше я получаю удовольствия от процесса и результата. Умение правильно доносить до людей свое внутреннее состояние — истинное искусство. Когда у меня это получается, когда я наощупь нахожу этот язык и зритель меня понимает — мое личное блаженство.
Для меня никогда не стоит вопроса о вдохновении, такого слова нет в моем лексиконе. Для меня делать свою работу — это как попить воды, моргнуть или зевнуть. Я просто не понимаю, как может быть иначе. Никто не спросит вас: «Как ты вдохновляешься для того, чтобы пойти взять стакан и налить в него воду»? Если ты не пьешь воду, начинается обезвоживание, ты идешь и пьешь воду. Долго без воды не протянешь. Для меня это не о пище тела, а о пище души.
Их слишком много, чтобы перечислять всех. Дело даже не в самом Тарковском, сколько в его фильме «Сталкер». В моем клипе и на обложке журнала Pepel Sbey герой заходит в некую комнату, где исполняются желания.
В образах из фильма «Сталкер» я узнала себя: мне всегда хотелось всех спасти, наверное, я была слишком навязчива и страдала от этого сама. Эпизод, в котором сталкер плачет и жалуется, что в людях угасла вера, для меня стал очень личным. Я часто переживала те же самые чувства, поэтому в моем клипе, посвященном второму выпуску журнала, мой герой заходит в эту комнату исполнения желаний. Мне очень хотелось кого-то провести в такую комнату в реальной жизни, поэтому я сделала это в клипе. И что случилось? Что он загадал? Он загадал «пепел сбей»! Пепел — для меня это символ чистоты. Нет ничего чище пепла.
Красота для меня — это миг. Красота в мгновении. Ускользающая красота. Она длится долю секунды, которую очень сложно уловить. Смысл искусства в том, чтобы успеть поймать эту долю секунды. Если не сфотографировать, то хотя бы успеть зафиксировать и насладиться ею в своей голове.
Впечатлило осознание: настало время женщин. Даже на уровне моего проекта: обещания всех мужчин о помощи остались на уровне слов, все мои инвесторы — женщины. У меня по этому поводу родилось высказывание: «Хочешь поговорить о деле — иди к мужчине, хочешь сделать дело — иди к женщине». Посмотрите на ситуацию в мире — что происходит в России или Иране, и необходимость доказывать этот тезис отпадает. Женщины — настоящие герои современности.
Меня волнует, что талантливые известные режиссеры и фотографы воруют идеи у своих коллег по цеху и делают это нагло. Мне не нравится, что неэрудированная публика аплодирует авторам, которые воруют материалы для своих работ. Когда воруют у меня, все говорят, что нужно радоваться, но меня это огорчает. В мире так много людей, не желающих думать самостоятельно и выбирающих нечестное копирование. Я устала смотреть на этот абсурд.
Насчет трендов — уход от формы к содержанию. Глубина мысли и подача — будущее фотографии и искусства. Не стиль, а тема. Умение делать то, что никто не делал до тебя.
Первая выставка была про скорбь, в ней было очень много боли, которую я передала в своих фотоработах и цитатах через смех и шутки. Смерть моей собаки научила меня важным жизненным вещам — например, смирению, приходящему после скорби.
В промежутке между двумя выставками я пережила творческую трансформацию. Если раньше «Pepel Sbey» был настолько личным проектом, что в первом выпуске журнала я даже не исправляла ошибки, потому что делала его для себя самой, то сейчас я поняла, что несу ответственность за ожидания других. Я отнеслась с большим уважением к будущему читателю, в чьих руках окажется мой новый зин. Ситуация в нашей стране и в мире сегодня совершенно другая — более серьезная и масштабная. В работах, представленных на новой выставке, мне удалось найти баланс в комбинации грусти и юмора.
Тремя словами вряд ли выйдет, а вот тремя выпусками журнала — легко. Первые два уже есть, остался Pepel Sbey 3, который выйдет в 2023 году.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7