«Прожить разный опыт через работы художников»: Анастасия Постригай — о русском искусстве и палестинской теме на ярмарке Art Dubai

Колумнист BURO. и искусствовед Анастасия Постригай лично побывала на Art Dubai и рассказывает о самых интересных трендах этого года

Анастасия Постригай

колумнист BURO., искусствовед, галерист и ректор Академии Op Pop Art

На прошлой неделе прошла ярмарка Art Dubai. Это значимое событие представляет необъятный Глобальный Юг. Индия, Ближний Восток, Латинская Америка, Африка — если не вариться в арт-среде, то порой можно даже не догадываться, что в условной Индонезии или Уганде есть свои сильные рынки современного искусства. А они есть, более того, некоторые европейские галереи начинают специализироваться на них. Так что давно прошли времена, когда к арабскому или африканскому искусству можно было относиться просто как к экзотике: важно подмечать и будущих звезд в этом сегменте, и новые страны на арт-рынке.

Расскажу о своих наблюдениях и начну сразу с хорошей новости. Конечно, в центре внимания на ярмарке, как обычно, было искусство Ближнего Востока, Северной Африки и Южной Азии. Но, хоть российские галереи не приехали (не были допущены), наши художники все же были в программе. Например, Koshta.collective показали видеоарт Саши Фроловой и ее арт-объект из латекса. А галерея Ton Diamonds представила работы Елены Шейдлиной, и их я была особенно рада видеть. Познакомилась с этой художницей много лет назад, и вот теперь она успешный автор, и ее картины — на одной из важнейших ярмарок на арт-рынке.

Саша Фролова, «Twirl. Pink edition», 2016
Елена Шейдлина, «The Mirage: Seiunbara», 2024

На ярмарке сделали четыре секции. В разделе Contemporary были персональные и групповые стенды галерей со всего света, под цифровое искусство был отведен Digital. Секция Modern была посвящена тому, как развивалось искусство Глобального Юга, — ее, кстати, курировала доцент Американского университета Шарджи Кристианна Бонин, которая отлично говорит по-русски, это было невероятно приятно. Также была секция Bawwaba, что в переводе с арабского означает «ворота», то есть это буквально открытый путь на ярмарку для молодых художников, которые создавали работы за последний год или специально для Art Dubai.

В этот раз в Дубае я подметила для себя три тренда. Продолжает привлекать внимание женское искусство. Индийские галереи стали триумфаторами ярмарки, заняли ключевые места в экспозиции и привезли большую программу. А еще Art Dubai в этом году был еще более открытым для обсуждения социальных проблем и политики. Это настолько ясно читалось и бросалось в глаза, что, судя по беседам в кулуарах, даже отталкивало некоторых покупателей, например, из Штатов. Попросту не все готовы держать у себя искусство с зашитым в нем недвусмысленным политическим высказыванием, особенно в странах, где принято сглаживать углы в общении.

Ключевой темой стала ситуация в секторе Газа, и посыл организаторов был прозрачный: на ярмарке можно было увидеть работы палестинских художников, в программе участвовали Gallery One и Zawyeh gallery из Рамаллы. Основанная в 2022 году в ОАЭ Nika Project Space показала инсталляцию палестинки Мирны Бамье «Sour Things. The Kitchen» — хаос из посуды, солений и постепенно гниющих продуктов. Через этот проект художница, по ее словам, рассказывает о своем опыте как палестинки, об истории родных мест и о ходе времени. А одна из важнейших индийских галерей — Chemould Prescott Road — сделала полностью женский стенд и представила в том числе текстильные работы Даны Авартани, которые отражают разрушение исторических памятников в арабском мире, в том числе в результате конфликта в Газе.

Экспозиция австрийской Galerie Krinzinger тоже не обошла стороной социально-политические темы: на стенде была композиция известной саудовской художницы Махи Маллу, составленная из кассет с записями молитв и проповедей на деревянном подносе и названная «Пищей для ума». По цвету кассеты выстраиваются в арабскую надпись «фетва» — это решения, в том числе официальные запреты, на основе принципов шариата.

Маха Маллу, «Food for Thought. Fatawa II», 2023

Уже по этой подборке видно, что на Art Dubai каждая галерея составляет программу под этот довольно особенный рынок, не обязательно ограничиваясь географией и первыми именами. Да, галерея Continua, которая работает с крупными художниками со всего мира, привезла авторов, которые в представлении не нуждаются, — Субодха Гупту, Аниша Капура и Ай Вэйвэя. А статусная европейская галерея Almine Rech показала менее известную французскую художницу вьетнамского происхождения Ту-Ван Тран. К слову, именно ее абстракция — мой личный хайлайт на этой ярмарке.

Ту-Ван Тран, «Colors of Grey», 2024

Из индийских авторов я бы отметила тонкие и нежные коллажи индийской художницы Анжу Дудиа (Anju Dodiya), которые были на стенде Chemould Prescott Road. В прошлом году галерея выставляла работы ее куда более известного мужа Атула Дудиа, и вот в этом году баланс восстановлен. В центре коллажей Дудиа — небольшие фотографии самой художницы рядом с ее работами или значимыми произведениями мирового искусства, а снимки эти обрамляет абстракция.

Анжу Дудиа, «Winged Pauses», 2022

Небольшая галерея из Нью-Дели Shrine Empire привезла работы художницы Саманты Батры Мехты (Samanta Batra Mehta) с винтажными скляночками, картами и гравюрами. Как Мехта сама о себе пишет, раннее детство она провела на борту корабля, а позднее успела пожить на трех разных континентах, поэтому темы пути и корней важны в ее творчестве. На этом же стенде показали кропотливо сделанные абстракции Нирджи Котари (Neerja Kothari), для которой искусство — еще и терапия, возможность восстановить работу мышц.

Саманта Батра Мехта, «Parables, Prophecies and other Incantations», 2024

Как и всегда на ярмарках, здесь есть работы, ценные с точки зрения искусствоведа, а есть вполне статусные вещи. Например, в Индии есть два художника, без работ которых ни один богатый дом по местным меркам не может выглядеть достаточно люксово. Это известные модернисты Сайед Хайдер Раза и Макбул Фида Хусейн. Сайед Хайдер Раза как раз был на стенде лондонской Grosvenor Gallery, которая много лет представляет художников Индии и Пакистана. Так что, если встретите их картины в гостинице Нью-Дели или в гостях — имейте в виду, владельцы этого пространства действительно стараются показать свой статус.

Art Dubai — хорошая возможность присмотреться к африканскому искусству, а за ним стоит следить, поскольку растет оно очень быстро. Но тут обобщения не работают: с одной стороны, и не о каждой стране Африки можно говорить в контексте арт-рынка, с другой — у успешных авторов за спиной зачастую обучение в престижных европейских или американских вузах, и базироваться они могут далеко от родины. Искусство африканских стран в Дубае показывали, например, галереи Efie (ОАЭ) и Afriart Gallery (Уганда). А туринская Galleria Franco Noero представила на своем стенде текстильные работы молодого художника Эрика Натаниэля Мэка.

Эрик Натаниэль Мэк, «Ask Binx to wear a backless frock», 2023

Любопытно, что пока некоторые галереи акцентировали внимание на художниках индийского, африканского и арабского происхождения, представители стран СНГ сосредоточились на своем искусстве. Aspan Gallery из Алма-Аты показала фотографии Саида Атабекова, посвященные национальной игре кокпар, которая напоминает поло. Колорит казахстанский, но посыл всадника, надевшего на своего коня украшение с надписью Lexus, понятен в любой точке мира. На стенде также были работы Алмагуль Менлибаевой, которая создает так называемый кибертекстиль: на ткани печатаются и вручную оформляются изображения, которые генерирует ИИ.

Работы Саида Атабекова

Gazelli Art House с филиалами в Лондоне и Баку тоже составила программу на основе азербайджанского искусства. Здесь показали экспрессиониста Ашрафа Мурада, значимого автора музейного уровня, чьи работы нечасто можно встретить в продаже, и пейзажи современной художницы Аиды Махмудовой.

Аида Махмудова, «Across the border», 2024

У ярмарки Art Dubai есть свой характер, и даже если вживую посмотреть ее не получается, присмотреться к заявленным участникам и галереям точно стоит. Я часто говорю, что искусство позволяет нам прожить разный опыт через биографии художников и их произведения. И как раз в Дубае обычно большая концентрация нетривиальных работ, которые отражают опыт людей других стран и культур, часто знакомых нам только на уровне стереотипов. К тому же на любой ярмарке можно встретить будущую звезду, за становлением которой будет очень интересно наблюдать.

05.03.24, 12:08