Произведения искусства то и дело становятся жертвами незадачливых реставраторов, кровожадных вандалов или непросвещенных музейных работников. Мы подобрали наиболее показательные арт-инциденты
Как отреставрировали китайскую фреску
Самым громким скандалом, связанным с реставрацией, стало появление "Пушистого Иисуса", над которым потрудилась испанка Сесилия Хименес. Пожилая дама превратила лик Христа с фрески Элиаса Гарсия Мартинеса в нечто, напоминающее обезьянку. "Пушистый Иисус" обрел настоящую популярность, превратившись в интернет-мем: с ним стали делать торты и маникюр, сняли пародийный трейлер фильма про конец света, пририсовали к обложкам модных журналов.
Однако случаются и более дорогостоящие — финансово и культурно — неудачные реставрации. Не так давно китайское правительство выделило $160000 на восстановление древней фрески эпохи династии Цин. Произведение искусства было в плачевном состоянии: краска изрядно облупилась, изображенные фигуры практически потеряли свои очертания. Однако любому взглянувшему было понятно, что перед ним — объект исторического наследия. Кропотливая работа незадачливых реставраторов превратила старинную фреску в нечто, напоминающее бюджетное оформление провинциального детского сада или рисунок на трансформаторной будке близ детской площадки в одном из московских спальных районов. Фреска была безнадежно испорчена. Это возмутило китайскую и мировую общественность, а два местных чиновника лишились своих постов.
Как заправили кровать Трейси Эмин
Этим летом нашумевшая инсталляция Трейси Эмин "Моя кровать" была продана на аукционе Christie's за 4 миллиона долларов. Объект представляет из себя незаправленную кровать, вокруг которой разбросаны смятое нижнее белье, презервативы и прочий мусор. Инсталляция аллегорически передает состояние депрессии. Мало кто помнит, что в 1999 году, когда представительница "Молодых британских художников" впервые показала этот арт-объект, смотритель выставки решил прибрать "бардак", который навела Эмин. Прилежный работник собрал мусор и заправил кровать. По-видимому, тонкий замысел художницы оказался излишне жизненным.
Недавно нечто подобное случилось в Италии: наводя порядок в одной из галерей города Бари, уборщица выбросила арт-инсталляцию из картона, бумаги и кусочков печенья стоимостью €10000.
Как обидели Брестскую крепость
Журналистам стоит запомнить: едкая критика бывает хороша применительно к фантазиям современных художников, а когда дело касается исторических скульптур, она может вылиться в международный скандал. В феврале этого года команда CNN составила список самых уродливых монументов мира, который возглавил памятник защитникам Брестской крепости "Мужество". Журналисты не ограничились одной номинацией: в CNN заявили, что достаточно взглянуть на устрашающий монумент, чтобы понять их решение. Они также отметили, что лицо изображенного солдата походит на гримасу человека, страдающего запором. И без того не отличающиеся широтой взглядов белорусское и российское правительства не стали мириться с подобной выходкой. Возмущение стран гремело, кажется, на всю планету. CNN пришлось удалить публикацию и принести официальные извинения.
Как статуе сделали педикюр
Акт вандализма в Гатчинском парке стал в этом месяце одной из самых забавных и вместе с тем печальных новостей культуры. Еще при Павле I дворцовый комплекс украшали четыре статуи из каррарского мрамора: "Молодой сатир", "Молодой Марс", "Амазонка" и "Афина". В наши дни скульптуры, поврежденные временем и Второй мировой, оказались в музейном хранилище, а их место в парке заняли дорогостоящие копии. "Молодой сатир" несколько дней назад стал жертвой неизвестных шутников: скульптуре накрасили ногти розовым лаком. Вероятно, статуя получила самый дорогой в истории педикюр: по мнению экспертов, удаление глубоко въевшегося лака обойдется в 2,5 миллиона рублей. При других обстоятельствах проделки вандалов могли бы расценить как арт-вмешательство. Например, если бы неизвестные заявили, что следуют заветам поп-арта или пытаются отстоять права секс-меньшинств.
Как опасно делать селфи с произведением искусства
Тяга к прекрасному бывает опасна. Это доказал инцидент, произошедший в феврале этого года в миланской Академии изящных искусств. Незадачливый иностранный студент забрался на копию скульптуры "Пьяный сатир", чтобы сделать селфи. Статуя не выдержала натиска современности — от нее отломилась часть левой ноги. Пострадавшая скульптура — одна из наиболее ценных копий "Фавна Барберини", шедевра эллинистической эпохи. Реплика была сделана еще в XIX веке. Инцидент должен научить поклонников искусства любить прекрасное на расстоянии.
Другие истории
Подборка Buro 24/7