Знакомьтесь, «а39»: Добрыгин, Горчилин, Янковская и другие лица перспективного театрального проекта

Этой весной в Музее Москвы прошли дебютные спектакли театрального проекта «а39». В постановках молодого творческого коллектива играют не только любимые публикой Елизавета Янковская, Александр Горчилин и Дарья Верещагина, но и перспективные новички. В минувшее воскресенье проект запустил свежий блок спектаклей. В формате (не)серьезных анкет знакомимся с командой «а39», которая доказывает, что театр — это не скучно.


О проекте

«а39» был создан режиссером Григорием Добрыгиным вместе с выпускниками режиссерского факультета ГИТИСа. Проект вырос из Мастерской Кудряшова — резидентов театра «Практика», от которого, расширив художественную программу, команда решила отделиться. Название отсылает к номеру аудитории ГИТИСа, где уже много лет проходят показы курсовых работ режиссерского факультета. Одна из основных задач площадки — взаимодействие с выпускниками и студентами театральных вузов, поиск новых имен и превращение студенческих эскизов в полноценные спектакли. «а39» стремится сделать театр частью обычной городской жизни, такой же неформальной, как кино или кафе.


Григорий Добрыгин

Мастерская О. Л. Кудряшова


Генеральный продюсер «а39», Режиссер спектаклей «YouTube / в полиции: красная кнопка», «Вот и все,
что вам нужно знать о дирижировании», «Приоткрытый микрофон»


Расскажи, как пришла идея делать свой театр?

Я задумал этот проект, глядя на то, какие мощные спектакли выпускаются на режиссерском факультете и какая скоропостижная у них судьба. В лучшем случае они живут год, в худшем — один показ. Хотелось эту ситуацию немного поправить.

Каким ты видишь зрителя театра «а39»?

Молодые люди и люди постарше с молодыми сердцами и головами. Прежде всего это аудитория, для которой театр в конвенциональном понимании — чужд. Их, скорее, можно было бы встретить на кинопоказе фестиваля Beat на «Стрелке», на выставке в «Гараже» или в баре «Энтузиаст». Но много реже — в фойе МХТ или других привычных театральных институциях.

Ты выпускник Мастерской Олега Львовича Кудряшова и даже преподавал в ГИТИСе. Что тебе дал опыт работы со студентами? Преподаешь ли до сих пор?

Этот опыт дал мне возможность творческих экспериментов с талантливыми молодыми актерами, прошедшими мощный отбор вступительных экзаменов — лучшими из талантливейших. Часто мы, педагоги, совершаем ошибку, полагая, что можем чему-то их научить. Пренебрегая тем, что получаем в свои руки мощный человеческий и профессиональный ресурс, еще и с высокой степенью доверия к любым нашим, даже самым бестолковым затеям. С командой мне очень повезло. Хоть наш проект имеет мало общего с устройством репертуарного театра, оба набора Мастерской Кудряшова, на которых мне посчастливилось работать, стали фундаментом «а39».

Большую часть времени я нахожусь в Берлине, а преподавание на дистанции практически невозможно, но надеюсь, что в следующем году я смогу больше появляться на курсе. Хотя, конечно, с возникновением «а39» зона ответственности и приоритеты изменились. Сказать, что смогу пропадать в мастерской днями и ночами, как это было раньше и как пропадает сам Олег Львович, будет неправдой.

Он поддержал идею создания театра?

Обеими руками. Ободрил и пожелал удачи. Время от времени интересуется, «как идет».

Следишь ли за постановками, которые рождаются в стенах ГИТИСа сейчас? Не исключаешь возможности приглашать на роли в спектаклях «а39» студентов других мастерских — например, Мастерской Юрия Бутусова, Сергея Женовача или Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова? Или проект «а39» — это все-таки про «кудряшей»?

Мы следим. Проект был создан, чтобы расширить рамки Мастерской Кудряшова, с которой мы резидентствовали в «Практике». В наших текущих и грядущих проектах заняты и выпускники Мастерских Евгения Каменьковича, Сергея Женовача, Олега Глушкова. И мы, конечно, будем делать все, чтобы эти рамки расширялись.

Расскажи о фишках «а39». Почему розовый цвет и котики? Как появился Пресс-Вова вместо привычного пресс-волла?

У меня классная команда соавторов, с которыми фишки сочиняются легко. Розовый? Не хотелось притворяться строгим и важным театром. Пресс-Вова родился от нежелания ставить пресловутый пресс-волл на открытии. Игра слов и бесконечные каламбуры на обсуждениях привели к тому, что в фойе вас встречает уставший и обаятельный Пресс-Вова, рядом с которым можно сделать фото.


Александр Алябьев

Мастерская О. Л. Кудряшова


Главный режиссер и соучастник проекта «а39» Режиссер спектакля «Созвездия»


Момент, когда ты понял, что будешь заниматься театром.

Я впервые вышел на сцену в четыре года, читал Есенина, забыл текст и… описался от страха прямо при зрителях. Помню все это в подробностях, с тех пор имею страх перед сценой и по сей день с ним разбираюсь.

Лучший профессиональный совет, который тебе когда-либо давали.

Сформулировать для себя намерение перед каждым выходом на сцену, ну или банальное «нормально делай — нормально будет».

Чем работа в «а39» отличается от работы в стенах 39-й аудитории ГИТИСа?

Всем. В «а39» я практически не работаю как артист, а в ГИТИСе только и делал, что играл на сцене.

Первым спектаклем в репертуаре «а39» стал «Июльский дождь».
А какой фильм тебе хотелось бы перенести на театральную сцену?

Не думал о переносах экранизаций. Это же уже перенос литературы сам по себе — экранизация сценария. Я ставлю на сцене пьесы.

Говорят, что актер должен уметь все. Какой неочевидный навык пригодился тебе на сцене или съемочной площадке?

Навык слушать людей.

Минимум, который необходим, чтобы поддержать с тобой диалог, — книга, фильм, музыкальный альбом?

«Мартин Иден», «Темный рыцарь», «Wish You Were Here» — Pink Floyd.

Чье мнение о том, что ты делаешь на сцене, для тебя особенно ценно?

Мнение не так важно. Важно, чтобы была жизнь на сцене. Обычно, если все происходит, ни у кого вопросов не возникает, оценочное мнение отсутствует. Но мы всегда советуемся с Гришей Добрыгиным. И к его мнению я прислушиваюсь. Мы театр, театр — это общее дело.

Сильно ли волновался, организовывая публичную читку пьесы (речь об «Олеанне»), зная, что дальнейшую судьбу постановки решит зритель?

Я волновался только за то, что Евгений Цыганов не успеет к началу читки. Он получал «Золотую маску» в тот вечер. А Q&A мы затем и затеяли, чтобы зритель решил, должна ли эта пьеса звучать со сцены.


Ольга Балацкая

Мастерская С. В. Женовача


Актриса спектакля «Олеанна»


Момент, когда ты поняла, что будешь заниматься театром.

Посмотрела моноспектакль Константина Райкина, и что-то во мне поменялось.

Лучший профессиональный совет, который тебе когда-либо давали.

Искать во всем игру, игровую ситуацию. Возможно, мне это говорили не про театр, но я так запомнила.

Какой фильм тебе хотелось бы перенести на театральную сцену?

Недавно пересмотрела «Тень» по Шварцу. Опять это показалось самой прекрасной историей любви, если говорить про советский кинематограф. Еще если бы можно было на сцене устроить что-то вроде «Молодости» или «Великой красоты»…

Минимум, который необходим, чтобы поддержать с тобой диалог, — книга, фильм, музыкальный альбом?

Наверное, просто совпасть по энергии. Мы можем не читать одни и те же книги, не смотреть фильмы или не слушать одинаковый плейлист, но при этом совпасть в чем-то более важном, чего и не объяснить. Но если человек не читал или хотя бы не смотрел «Гарри Поттера», у меня возникнут некоторые вопросы.

Чье мнение о том, что ты делаешь на сцене, для тебя особенно ценно?

Приятно, когда незнакомые люди что-то говорят. Во-первых, признаться честно, это тешит эго. Во-вторых, бывают редкие случаи, когда ты что-то задел в человеке и для него нечто, кажущееся тебе простым и не самым интересным, вдруг меняет мироощущение. Пусть на секунду, на минуту, на час, на день, но меняет. Ну и приятно, конечно, когда близким людям нравится.

Сильно ли волновалась, участвуя в публичной читке пьесы, зная, что дальнейшую судьбу постановки решит зритель?

Я просто волновалась читать, а то, что зритель выбирал исход, мне нравится. Теперь мы уверены, что это хочется смотреть.


Дарья Верещагина

Мастерская О. Л. Кудряшова


Актриса спектаклей «Вот и все, что вам нужно знать о дирижировании», «Приоткрытый микрофон»


Момент, когда ты поняла, что будешь заниматься театром.

В детском саду попросили прочитать любимый стих. Рассказала «Отче наш» на польском. После попросили нормальный стих. Рассказала «Радуйся, Мария». На польском. Где-то там все и завертелось, по приколу.

Лучший профессиональный совет, который тебе когда-либо давали.

Мой мастер сказал мне не слушать никого, кроме себя. Даже его.

Чем работа в «а39» отличается от работы в стенах 39-й аудитории ГИТИСа?

Разница в пространстве. Там оно камерное, а тут чуть побольше. Там денег не давали, тут дают. Немного, но все равно приятно.

Какой фильм тебе хотелось бы перенести на театральную сцену?

«Барби».

Говорят, что актер должен уметь все. Какой неочевидный навык пригодился тебе на сцене или съемочной площадке?

Однажды мне пришлось сделать скрутку проводов, чтобы лампочка загорелась. Рядом не было художника-постановщика, а контакт на лампе был плохой. Я решила, что могу быстро скрутить два провода, нашла где-то кусок изоленты, замотала, включила — и лампа заработала!

Минимум, который необходим, чтобы поддержать с тобой диалог, — книга, фильм, музыкальный альбом?

Валентин Стрыкало — альбом «Развлечение».

Чье мнение о том, что ты делаешь на сцене, для тебя особенно ценно?

Тебе никогда не стать самостоятельной творческой единицей, если ты нуждаешься в поддержке авторитетов. Но, безусловно, такой человек — Саша Петров. Звоню ему в любой ситуации.


Александр Горчилин

Мастерская К. С. Серебренникова


Актер спектакля «Созвездия»


Момент, когда ты понял, что будешь заниматься театром.

Это понимание, скорее всего, пришло ко мне, когда я попал в мюзикл «Норд-Ост». Мне было 12 лет, и тогда это все очень сильно затянуло.

Лучший профессиональный совет, который тебе когда-либо давали.

Слушать интуицию.

Чем работа в «а39» отличается от работы в стенах 39-й аудитории ГИТИСа?

Ничем работа не отличается. Не место определяет, а люди.

Говорят, что актер должен уметь все. Какой неочевидный навык пригодился тебе на сцене или съемочной площадке?

Выворачивать наизнанку нижние веки, тазобедренный сустав смещать, быть идиотом.

Минимум, который необходим, чтобы поддержать с тобой диалог, — книга, фильм, музыкальный альбом?

«Принцесса на горошине», «Осторожно, модерн!», «Ели мясо мужики» — «КиШ».

Чье мнение о том, что ты делаешь на сцене, для тебя особенно ценно?

Насти Лебедевой (актриса Театра им. Пушкина, подруга Александра. — Прим. BURO.).


Елизавета Янковская

Мастерская О. Л. Кудряшова


Актриса спектаклей «YouTube / в полиции: красная кнопка», «Созвездия», «Дождь в Нойкельне»


Момент, когда ты поняла, что будешь заниматься театром.

У меня без вариантов было: все первые детские впечатления только про театр. Ну и плюс в школьные 14 лет пришла на спектакли Мастерской Кудряшова. Ходила на все подряд, а потом неожиданным образом сама попала в эту мастерскую. Еще тогда поняла, что хочу учиться только здесь.

Лучший профессиональный совет, который тебе когда-либо давали.

Олег Львович Кудряшов: «Восприятие — мостик к эмоции».

Какой фильм тебе хотелось бы перенести на театральную сцену?

Честно говоря, это не совсем моя тема, мне нравится разделение на театр и кино. Первое, что пришло в голову, — «Догвилль», но, наверное, глупо его переносить, учитывая театральную условность этого фильма?

Говорят, что актер должен уметь все. Какой неочевидный навык пригодился тебе на сцене или съемочной площадке?

У меня после ковида очень слезятся глаза, они стали суперчувствительными, и теперь я легко могу заплакать — только попросите. Такой вот бонус. А сценический бой и французский язык я прогуливала. Теперь они мне очень нужны. Зря я так, не надо было пропускать.

Минимум, который необходим, чтобы поддержать с тобой диалог, — книга, фильм, музыкальный альбом?

Перевод на карту Сбербанка.

Чье мнение о том, что ты делаешь на сцене, для тебя особенно ценно?

Мастера, семьи и друзей.


Серафима Гощанская

Мастерская О. Л. Кудряшова


Актриса спектаклей «Вот и все, что вам нужно знать о дирижировании», «Приоткрытый микрофон», «YouTube / в полиции: красная кнопка», «Июльский дождь»


Момент, когда ты поняла, что будешь заниматься театром.

Не помню, к сожалению. В три года я хотела быть кассиром, а как это желание переросло в желание заниматься театром — правда не помню. Но, надо сказать, квантовый скачок.

Лучший профессиональный совет, который тебе когда-либо давали.

Олег Львович Кудряшов: «Держитесь вместе, сохраняйте достоинство и мужество».

Чем работа в «а39» отличается от работы в стенах 39-й аудитории ГИТИСа?

Стены другие и ругают меньше.

Говорят, что актер должен уметь все. Какой неочевидный навык пригодился тебе на сцене или съемочной площадке?

Я бы сказала, актер должен уметь научиться всему. Порой учишься чему-то специально для проекта, например, крутить блатные четки или играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. А вообще я, наверное, отвечу: воля. Очень неочевидно очевидный навык и один из самых нужных.

Чье мнение о том, что ты делаешь на сцене, для тебя особенно ценно?

В первую очередь, конечно, мнение мастера… Еще однокурсников... Они вообще мой камертон.


Бэтси Дамскер

Мастерская О. Л. Кудряшова


Актриса спектаклей «Вот и все, что вам нужно знать о дирижировании», «Приоткрытый микрофон», «YouTube / в полиции: красная кнопка»


Момент, когда ты поняла, что будешь заниматься театром.

Мой дедушка часто разыгрывал «спектакли на эскалаторе». Что-то мне говорил, шутил, но на самом деле это было шоу для всех пассажиров, которые могли его услышать. Может, он меня на эту иглу игры и подсадил. А мама, когда приходила со школьных собраний, пародировала других родителей. Мы все собирались в гостиной и ухахатывались. Помню, как ждала, что мама вернется с собрания и даст «спектакль».

Лучший профессиональный совет, который тебе когда-либо давали.

Импровизировать можно только в хорошем настроении.

Чем работа в «а39» отличается от работы в стенах 39-й аудитории ГИТИСа?

Теперь нам платят.

Какой фильм тебе хотелось бы перенести на театральную сцену?

«Бердмэн».

Говорят, что актер должен уметь все. Какой неочевидный навык пригодился тебе на сцене или съемочной площадке?

На съемочной площадке пригодился навык засыпать в любом положении.

Минимум, который необходим, чтобы поддержать с тобой диалог, — книга, фильм, музыкальный альбом?

Библия и «ABBA gold: greatest hits».

Чье мнение о том, что ты делаешь на сцене, для тебя особенно ценно?

Однажды Антон Долин написал в соцсетях, что ему понравился мой стендап в спектакле «Приоткрытый микрофон». Возможно, я кончу в обшарпанной квартире, обклеенной распечаткой с этим постом, задаваясь вопросом, почему все так вышло.


Лев Зулькарнаев

Мастерская О. Л. Кудряшова


Актер спектаклей «Вот и все, что вам нужно знать
о дирижировании», «Приоткрытый микрофон», «Дождь в Нойкельне»


Момент, когда ты понял, что будешь заниматься театром.

Лет пять мне было. Устраивал домашние спектакли для семьи. Все как-то органично и сложилось.

Лучший профессиональный совет, который тебе когда-либо давали.

Жора Крыжовников: «Главное — найти тон персонажа».

Чем работа в «а39» отличается от работы в стенах 39-й аудитории ГИТИСа?

В театре стало как-то легче и спокойнее.

Какой фильм тебе хотелось бы перенести на театральную сцену?

«Любовное настроение» Вонга Карвая.

Говорят, что актер должен уметь все. Какой неочевидный навык пригодился тебе на сцене или съемочной площадке?

Умение пародировать.

Минимум, который необходим, чтобы поддержать с тобой диалог, — книга, фильм, музыкальный альбом?

Книга — «Евангелие». Фильм — что-нибудь из новой волны. Музыкальный альбом — Бах или ABBA.

Чье мнение о том, что ты делаешь на сцене, для тебя особенно ценно?

Собственное.


Давид Сократян

Мастерская О. Л. Кудряшова


Актер спектаклей «Вот и все, что вам нужно знать
о дирижировании», «Приоткрытый микрофон», «Июльский дождь»


Момент, когда ты понял, что будешь заниматься театром.

В восьмом классе позвали «посидеть на свету» в детской театральной студии НТЮА «Дом» в моем маленьком городе Петушки. Я думал «сидеть на свету» значит сидеть в луче на сцене. Оказалось, это значит нажимать на кнопки, пока на сцене другие. Потом педагог Татьяна Викторовна Овчинникова разрешила участвовать в постановках и открыла мне мир, в котором я живу по сей день.

Лучший профессиональный совет, который тебе когда-либо давали.

Светлана Васильевна Землякова: «Замечание от режиссера — это не значит, что тебе ругают».Олег Львович Кудряшов : «Дальше будет только хуже, но ты справишься».Григорий Эдуардович Добрыгин: «Меньше, меньше, чуть-чуть. А потом напихай им туда».

Чем работа в «а39» отличается от работы в стенах 39-й аудитории ГИТИСа?

Развес фонарей за нас делают другие люди.

Какой фильм тебе хотелось бы перенести на театральную сцену?

«Чунгкингский экспресс» Вонга Карвая.

Говорят, что актер должен уметь все. Какой неочевидный навык пригодился тебе на сцене или съемочной площадке?

Филигранно режу арбуз.

Минимум, который необходим, чтобы поддержать с тобой диалог, — книга, фильм, музыкальный альбом?

Сам могу поддержать разговор обо всем, даже о том, чего вообще не знаю. Буду делать вид, что информация из Reels — это мною когда-то прочитанные статьи.

Чье мнение о том, что ты делаешь на сцене, для тебя особенно ценно?

Олега Львовича Кудряшова. Навсегда.


Юрий Степанцев

Арт-директор и соучастник проекта «а39»


Как оценишь результаты проекта — удалось ли немного изменить отношение людей к театру, показать, что театр может стать привычкой, что он не так далек от зрителя?

Не могу сказать за остальных, но лично я начал ходить в театр. Например, театр «Ромэн». Всем рекомендую. Надеюсь, когда-нибудь сделаем с ними совместный проект.

Театр действительно узнаваем, у него столько визуальных фишек! От чего вы отталкивались, придумывая фирменный стиль «а39»?

Наш стиль — это отсутствие стиля. Но есть какие-то правила, по которым все живет. Это как зелье — достаточно закинуть правильные ингредиенты, и все само начинает работать. И, конечно, наблюдение за окружающим миром — очень вдохновляет и всегда привносит что-то новое.


Антон Курильчик

Продюсер и соучастник проекта «а39»


Расскажи о своей роли в проекте. Что для тебя «а39»?

Пожалуй, я просто делюсь размышлениями о мелочах. Иногда они находят применение и становятся частью реальности.

Как оценишь результаты проекта — удалось ли немного изменить отношение людей к театру?

Театр и результат — это как будто бы два берега реки. Главное, чтобы театр жил и собирал залы. Мне кажется, что с новыми премьерами зрителю станет еще интереснее приходить к нам. Возможно, кому-то даже захочется ходить и по 3–4 раза на одну и ту же постановку.

Принципиально ли в репертуаре нет классических постановок?

Классические пьесы появятся. Просто мы маленькие, а дело большое. И потрогать, например, Чехова — прекрасная идея. Однажды я посоветовал своему товарищу, который не читает совсем, «Дядю Ваню», рассказав, что это удивительная книга о наркозависимом родственнике, не дающем жизни семье. И он, конечно, прочитал. Может быть, и мы сможем найти правильные ключи к интерпретации больших мастеров драматургии.

С какого спектакля порекомендуешь знакомиться с «а39»?

Приходите к нам каждый день. А если сомневаетесь, на что именно, или ограничены временем, просто выберите два названия, которые нравятся, и подбросьте монетку.


Евгения Негодяева

Исполнительный продюсер и соучастник проекта «а39»


Расскажи о своей роли в проекте. Что для тебя «а39»?

Моя роль в проекте на первый взгляд кажется самой скучной:) Обычно с моей стороны волшебство начинается, когда ребята уже написали свою сказку — я иду ее воплощать. Финансовое планирование, реализация всего, что придумывает творческая часть команды, таблички и документы — Гриша однажды сказал, что для меня это и есть творчество, и, думаю, был прав. «а39» для меня в первую очередь люди. У нас очень классная команда: артисты, режиссеры и художники, технические службы, продюсеры — все совпадают по энергии. Приятно находиться на площадке друг с другом, это ценно.

Как оценишь результаты проекта — удалось ли немного изменить отношение людей к театру, показать, что театр может стать привычкой, что он не так далек от зрителя?

Показать, что театр не так далек от зрителя — точно! Наш Instagram* (компания Meta Platforms Inc. и социальные сети Facebook и Instagram запрещены на территории России. — Прим. BURO.), наш стиль — моя особая любовь и гордость. Благодаря этим инструментам к спектаклям проявляет внимание зритель, который считает театр чем-то скучным. Мы с удовольствием эти убеждения меняем.

Принципиально ли в репертуаре нет классических постановок?

Нет, мы обсуждаем возможность подступиться к классике, не хотим ограничивать себя.

С какого спектакля порекомендуешь знакомиться с «а39»?

Всегда теряюсь, когда задают этот вопрос. Зависит от настроения — кому-то нужно посмеяться, кто-то стремится услышать и переварить текст, а кому-то хочется окунуться в атмосферу Берлина, например. Обычно отвечаю, что все спектакли особенные, и отправляю ссылку на наш сайт. Там очень коротко, но емко рассказано о каждом проекте. Выберите то, что ближе, на a39.ooo


Благодарим арт-директора съемки Екатерину Павелко.

Екатерина Краюхина

05.09.23, 15:31

  • Фото: Владимир Васильчиков