Мастерская О. Л. Кудряшова
Генеральный продюсер «а39», Режиссер спектаклей «YouTube / в полиции: красная кнопка», «Вот и все,
что вам нужно знать о дирижировании», «Приоткрытый микрофон»
Я задумал этот проект, глядя на то, какие мощные спектакли выпускаются на режиссерском факультете и какая скоропостижная у них судьба. В лучшем случае они живут год, в худшем — один показ. Хотелось эту ситуацию немного поправить.
Молодые люди и люди постарше с молодыми сердцами и головами. Прежде всего это аудитория, для которой театр в конвенциональном понимании — чужд. Их, скорее, можно было бы встретить на кинопоказе фестиваля Beat на «Стрелке», на выставке в «Гараже» или в баре «Энтузиаст». Но много реже — в фойе МХТ или других привычных театральных институциях.
Этот опыт дал мне возможность творческих экспериментов с талантливыми молодыми актерами, прошедшими мощный отбор вступительных экзаменов — лучшими из талантливейших. Часто мы, педагоги, совершаем ошибку, полагая, что можем чему-то их научить. Пренебрегая тем, что получаем в свои руки мощный человеческий и профессиональный ресурс, еще и с высокой степенью доверия к любым нашим, даже самым бестолковым затеям. С командой мне очень повезло. Хоть наш проект имеет мало общего с устройством репертуарного театра, оба набора Мастерской Кудряшова, на которых мне посчастливилось работать, стали фундаментом «а39».
Большую часть времени я нахожусь в Берлине, а преподавание на дистанции практически невозможно, но надеюсь, что в следующем году я смогу больше появляться на курсе. Хотя, конечно, с возникновением «а39» зона ответственности и приоритеты изменились. Сказать, что смогу пропадать в мастерской днями и ночами, как это было раньше и как пропадает сам Олег Львович, будет неправдой.
Обеими руками. Ободрил и пожелал удачи. Время от времени интересуется, «как идет».
Мы следим. Проект был создан, чтобы расширить рамки Мастерской Кудряшова, с которой мы резидентствовали в «Практике». В наших текущих и грядущих проектах заняты и выпускники Мастерских Евгения Каменьковича, Сергея Женовача, Олега Глушкова. И мы, конечно, будем делать все, чтобы эти рамки расширялись.
У меня классная команда соавторов, с которыми фишки сочиняются легко. Розовый? Не хотелось притворяться строгим и важным театром. Пресс-Вова родился от нежелания ставить пресловутый пресс-волл на открытии. Игра слов и бесконечные каламбуры на обсуждениях привели к тому, что в фойе вас встречает уставший и обаятельный Пресс-Вова, рядом с которым можно сделать фото.
Мастерская О. Л. Кудряшова
Главный режиссер и соучастник проекта «а39» Режиссер спектакля «Созвездия»
Я впервые вышел на сцену в четыре года, читал Есенина, забыл текст и… описался от страха прямо при зрителях. Помню все это в подробностях, с тех пор имею страх перед сценой и по сей день с ним разбираюсь.
Сформулировать для себя намерение перед каждым выходом на сцену, ну или банальное «нормально делай — нормально будет».
Всем. В «а39» я практически не работаю как артист, а в ГИТИСе только и делал, что играл на сцене.
Не думал о переносах экранизаций. Это же уже перенос литературы сам по себе — экранизация сценария. Я ставлю на сцене пьесы.
Навык слушать людей.
«Мартин Иден», «Темный рыцарь», «Wish You Were Here» — Pink Floyd.
Мнение не так важно. Важно, чтобы была жизнь на сцене. Обычно, если все происходит, ни у кого вопросов не возникает, оценочное мнение отсутствует. Но мы всегда советуемся с Гришей Добрыгиным. И к его мнению я прислушиваюсь. Мы театр, театр — это общее дело.
Я волновался только за то, что Евгений Цыганов не успеет к началу читки. Он получал «Золотую маску» в тот вечер. А Q&A мы затем и затеяли, чтобы зритель решил, должна ли эта пьеса звучать со сцены.
Мастерская С. В. Женовача
Актриса спектакля «Олеанна»
Посмотрела моноспектакль Константина Райкина, и что-то во мне поменялось.
Искать во всем игру, игровую ситуацию. Возможно, мне это говорили не про театр, но я так запомнила.
Недавно пересмотрела «Тень» по Шварцу. Опять это показалось самой прекрасной историей любви, если говорить про советский кинематограф. Еще если бы можно было на сцене устроить что-то вроде «Молодости» или «Великой красоты»…
Наверное, просто совпасть по энергии. Мы можем не читать одни и те же книги, не смотреть фильмы или не слушать одинаковый плейлист, но при этом совпасть в чем-то более важном, чего и не объяснить. Но если человек не читал или хотя бы не смотрел «Гарри Поттера», у меня возникнут некоторые вопросы.
Приятно, когда незнакомые люди что-то говорят. Во-первых, признаться честно, это тешит эго. Во-вторых, бывают редкие случаи, когда ты что-то задел в человеке и для него нечто, кажущееся тебе простым и не самым интересным, вдруг меняет мироощущение. Пусть на секунду, на минуту, на час, на день, но меняет. Ну и приятно, конечно, когда близким людям нравится.
Я просто волновалась читать, а то, что зритель выбирал исход, мне нравится. Теперь мы уверены, что это хочется смотреть.
Мастерская О. Л. Кудряшова
Актриса спектаклей «Вот и все, что вам нужно знать о дирижировании», «Приоткрытый микрофон»
В детском саду попросили прочитать любимый стих. Рассказала «Отче наш» на польском. После попросили нормальный стих. Рассказала «Радуйся, Мария». На польском. Где-то там все и завертелось, по приколу.
Мой мастер сказал мне не слушать никого, кроме себя. Даже его.
Разница в пространстве. Там оно камерное, а тут чуть побольше. Там денег не давали, тут дают. Немного, но все равно приятно.
«Барби».
Однажды мне пришлось сделать скрутку проводов, чтобы лампочка загорелась. Рядом не было художника-постановщика, а контакт на лампе был плохой. Я решила, что могу быстро скрутить два провода, нашла где-то кусок изоленты, замотала, включила — и лампа заработала!
Валентин Стрыкало — альбом «Развлечение».
Тебе никогда не стать самостоятельной творческой единицей, если ты нуждаешься в поддержке авторитетов. Но, безусловно, такой человек — Саша Петров. Звоню ему в любой ситуации.
Мастерская К. С. Серебренникова
Актер спектакля «Созвездия»
Это понимание, скорее всего, пришло ко мне, когда я попал в мюзикл «Норд-Ост». Мне было 12 лет, и тогда это все очень сильно затянуло.
Слушать интуицию.
Ничем работа не отличается. Не место определяет, а люди.
Выворачивать наизнанку нижние веки, тазобедренный сустав смещать, быть идиотом.
«Принцесса на горошине», «Осторожно, модерн!», «Ели мясо мужики» — «КиШ».
Насти Лебедевой (актриса Театра им. Пушкина, подруга Александра. — Прим. BURO.).
Мастерская О. Л. Кудряшова
Актриса спектаклей «YouTube / в полиции: красная кнопка», «Созвездия», «Дождь в Нойкельне»
У меня без вариантов было: все первые детские впечатления только про театр. Ну и плюс в школьные 14 лет пришла на спектакли Мастерской Кудряшова. Ходила на все подряд, а потом неожиданным образом сама попала в эту мастерскую. Еще тогда поняла, что хочу учиться только здесь.
Олег Львович Кудряшов: «Восприятие — мостик к эмоции».
Честно говоря, это не совсем моя тема, мне нравится разделение на театр и кино. Первое, что пришло в голову, — «Догвилль», но, наверное, глупо его переносить, учитывая театральную условность этого фильма?
У меня после ковида очень слезятся глаза, они стали суперчувствительными, и теперь я легко могу заплакать — только попросите. Такой вот бонус. А сценический бой и французский язык я прогуливала. Теперь они мне очень нужны. Зря я так, не надо было пропускать.
Перевод на карту Сбербанка.
Мастера, семьи и друзей.
Мастерская О. Л. Кудряшова
Актриса спектаклей «Вот и все, что вам нужно знать о дирижировании», «Приоткрытый микрофон», «YouTube / в полиции: красная кнопка», «Июльский дождь»
Не помню, к сожалению. В три года я хотела быть кассиром, а как это желание переросло в желание заниматься театром — правда не помню. Но, надо сказать, квантовый скачок.
Олег Львович Кудряшов: «Держитесь вместе, сохраняйте достоинство и мужество».
Стены другие и ругают меньше.
Я бы сказала, актер должен уметь научиться всему. Порой учишься чему-то специально для проекта, например, крутить блатные четки или играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. А вообще я, наверное, отвечу: воля. Очень неочевидно очевидный навык и один из самых нужных.
В первую очередь, конечно, мнение мастера… Еще однокурсников... Они вообще мой камертон.
Мастерская О. Л. Кудряшова
Актриса спектаклей «Вот и все, что вам нужно знать о дирижировании», «Приоткрытый микрофон», «YouTube / в полиции: красная кнопка»
Мой дедушка часто разыгрывал «спектакли на эскалаторе». Что-то мне говорил, шутил, но на самом деле это было шоу для всех пассажиров, которые могли его услышать. Может, он меня на эту иглу игры и подсадил. А мама, когда приходила со школьных собраний, пародировала других родителей. Мы все собирались в гостиной и ухахатывались. Помню, как ждала, что мама вернется с собрания и даст «спектакль».
Импровизировать можно только в хорошем настроении.
Теперь нам платят.
«Бердмэн».
На съемочной площадке пригодился навык засыпать в любом положении.
Библия и «ABBA gold: greatest hits».
Однажды Антон Долин написал в соцсетях, что ему понравился мой стендап в спектакле «Приоткрытый микрофон». Возможно, я кончу в обшарпанной квартире, обклеенной распечаткой с этим постом, задаваясь вопросом, почему все так вышло.
Мастерская О. Л. Кудряшова
Актер спектаклей «Вот и все, что вам нужно знать
о дирижировании», «Приоткрытый микрофон», «Дождь в Нойкельне»
Лет пять мне было. Устраивал домашние спектакли для семьи. Все как-то органично и сложилось.
Жора Крыжовников: «Главное — найти тон персонажа».
В театре стало как-то легче и спокойнее.
«Любовное настроение» Вонга Карвая.
Умение пародировать.
Книга — «Евангелие». Фильм — что-нибудь из новой волны. Музыкальный альбом — Бах или ABBA.
Собственное.
Мастерская О. Л. Кудряшова
Актер спектаклей «Вот и все, что вам нужно знать
о дирижировании», «Приоткрытый микрофон», «Июльский дождь»
В восьмом классе позвали «посидеть на свету» в детской театральной студии НТЮА «Дом» в моем маленьком городе Петушки. Я думал «сидеть на свету» значит сидеть в луче на сцене. Оказалось, это значит нажимать на кнопки, пока на сцене другие. Потом педагог Татьяна Викторовна Овчинникова разрешила участвовать в постановках и открыла мне мир, в котором я живу по сей день.
Светлана Васильевна Землякова: «Замечание от режиссера — это не значит, что тебе ругают».Олег Львович Кудряшов : «Дальше будет только хуже, но ты справишься».Григорий Эдуардович Добрыгин: «Меньше, меньше, чуть-чуть. А потом напихай им туда».
Развес фонарей за нас делают другие люди.
«Чунгкингский экспресс» Вонга Карвая.
Филигранно режу арбуз.
Сам могу поддержать разговор обо всем, даже о том, чего вообще не знаю. Буду делать вид, что информация из Reels — это мною когда-то прочитанные статьи.
Олега Львовича Кудряшова. Навсегда.
Арт-директор и соучастник проекта «а39»
Не могу сказать за остальных, но лично я начал ходить в театр. Например, театр «Ромэн». Всем рекомендую. Надеюсь, когда-нибудь сделаем с ними совместный проект.
Наш стиль — это отсутствие стиля. Но есть какие-то правила, по которым все живет. Это как зелье — достаточно закинуть правильные ингредиенты, и все само начинает работать. И, конечно, наблюдение за окружающим миром — очень вдохновляет и всегда привносит что-то новое.
Продюсер и соучастник проекта «а39»
Пожалуй, я просто делюсь размышлениями о мелочах. Иногда они находят применение и становятся частью реальности.
Театр и результат — это как будто бы два берега реки. Главное, чтобы театр жил и собирал залы. Мне кажется, что с новыми премьерами зрителю станет еще интереснее приходить к нам. Возможно, кому-то даже захочется ходить и по 3–4 раза на одну и ту же постановку.
Классические пьесы появятся. Просто мы маленькие, а дело большое. И потрогать, например, Чехова — прекрасная идея. Однажды я посоветовал своему товарищу, который не читает совсем, «Дядю Ваню», рассказав, что это удивительная книга о наркозависимом родственнике, не дающем жизни семье. И он, конечно, прочитал. Может быть, и мы сможем найти правильные ключи к интерпретации больших мастеров драматургии.
Приходите к нам каждый день. А если сомневаетесь, на что именно, или ограничены временем, просто выберите два названия, которые нравятся, и подбросьте монетку.
Исполнительный продюсер и соучастник проекта «а39»
Моя роль в проекте на первый взгляд кажется самой скучной:) Обычно с моей стороны волшебство начинается, когда ребята уже написали свою сказку — я иду ее воплощать. Финансовое планирование, реализация всего, что придумывает творческая часть команды, таблички и документы — Гриша однажды сказал, что для меня это и есть творчество, и, думаю, был прав. «а39» для меня в первую очередь люди. У нас очень классная команда: артисты, режиссеры и художники, технические службы, продюсеры — все совпадают по энергии. Приятно находиться на площадке друг с другом, это ценно.
Показать, что театр не так далек от зрителя — точно! Наш Instagram* (компания Meta Platforms Inc. и социальные сети Facebook и Instagram запрещены на территории России. — Прим. BURO.), наш стиль — моя особая любовь и гордость. Благодаря этим инструментам к спектаклям проявляет внимание зритель, который считает театр чем-то скучным. Мы с удовольствием эти убеждения меняем.
Нет, мы обсуждаем возможность подступиться к классике, не хотим ограничивать себя.
Всегда теряюсь, когда задают этот вопрос. Зависит от настроения — кому-то нужно посмеяться, кто-то стремится услышать и переварить текст, а кому-то хочется окунуться в атмосферу Берлина, например. Обычно отвечаю, что все спектакли особенные, и отправляю ссылку на наш сайт. Там очень коротко, но емко рассказано о каждом проекте. Выберите то, что ближе, на a39.ooo
Благодарим арт-директора съемки Екатерину Павелко.
Другие истории
Подборка Buro 24/7