Молодые перспективные художники и места, где они обитают
Одна из главных тенденций в области современного искусства — появление качественных проектов, посвященных молодым художникам, которые доказывают, что хорошее современное искусство — это не всегда дорого и труднодоступно. Цель таких инициатив — помочь желающим начать разбираться в молодом искусстве. Ориентируясь на художников, с которыми они работают, можно сделать хороший выбор на старте карьеры художника и выгодно приобрести его работу до того, как автора заметят крупные институции. Это отличный путь для начинающего коллекционера, который не готов тратить много и только знакомится с современным искусством. Важно также не забывать, что для составления хорошей коллекции, которой будут гордиться ваши внуки, нужно соблюдать два принципа: обращаться к экспертам (в чем вам поможет эта статья), и второй, не менее важный принцип — чтобы работа обязательно вам нравилась.
Кто: Мариана Губер-Гогова
Год основания: 2017
Новый проект Gogova Foundation от основательницы Artwin Gallery Марианы Губер-Гоговой. Сильный экспертный совет, куда входят сама Мариана Губер-Гогова, искусствовед Ольга Нефедова, а также отлично зарекомендовавшие себя представители Музея современного искусства «Гараж» и ММОМА Екатерина Иноземцева и Алексей Новоселов, Джаретт Грегори, Симон Мраз и Суад Гараева, что сразу придает резиденции международный статус и серьезный вес. Профессионализм экспертного совета позволяет доверять его выбору и обратить серьезное внимание на участников резиденций. В настоящий момент, сделав две удачные выставки в Баку, резиденция переезжает в Карачаево-Черкесию, так что можно рассчитывать на нестандартные художественные решения, как, например, прошлогодний проект «Обсерватория», сделанный совместно со Специальной астрофизической обсерваторией Российской академии наук.
Топ-художники: Ульяна Подкорытова, Владимир Абих и победители третьей резиденции Лиза Артамонова и Илина Червонная с совместным проектом
Мариана Губер-Гогова:
«Фокус фонда на развитие и поддержку молодого искусства связан с моим интересом как галериста к этой категории художников.
Заниматься продвижением начинающих художников или художников, находящихся в середине карьеры, с внушительным послужным списком, но еще в процессе развития художественной карьеры, более рискованно и увлекательно. Нам, считаю, повезло: в России необычно сильное поколение молодых художников, которые при должном менеджменте и поддержке способны конкурировать с международными коллегами. Безусловно, неопытность, незнание "правил игры" имеют свои недостатки, и если говорить о рынке искусства, то это так называемая венчурная инвестиция с вероятностью взлета и одновременно бóльшими рисками. В любом случае, когда занимаешься молодым искусством, его надо любить, быть открытым, и тогда рынок будет благосклонен. Деятельность фонда в формате резиденции направлена именно на развитие отдельных молодых художников и их художественной практики, но и более "взрослый" международный проект "Обсерватория", организованный при участии фонда в 2016 году, ждет дальнейшее развитие. Для участия в резиденции экспертный совет путем голосования выбирает лучший проект среди художников младше 35 лет из стран СНГ, Средней Азии и Ближнего Востока».
Кто: экспертный совет — Айдан Салахова, Елена Селина, Александр Шаров, Дмитрий Ханкин, Николай Палажченко, Андрей Паршиков, Алексей Новоселов и Софья Троценко
Год основания: 2017
Опустевшее пространство легендарной галереи «Айдан» на «Винзаводе» — к слову, фантастическое, с огромными потолками и индустриальным интерьером — превратилось в интересный экспериментальный проект, придуманный для молодых художников. «Открытые студии» на «Винзаводе» объединили главных героев современного искусства. Можно зайти в студии (они, и правда, открытые) и посмотреть на процесс работы художников, а может быть, и приобрести работы до того, как их патроны помогут сделать серьезные выставки и стоимость этих работ увеличится в несколько раз.
Топ-художники: Антон Кушаев, Кристина Стрункова и Дарья Неретина
Софья Троценко:
«Идея заниматься молодым искусством появилась от количества запросов, которые мы получали от молодых художников.
Очень быстро стала очевидной пропасть между состоявшимися художниками и возможностью появляться новым именам. У молодых практически не было возможности профессионально о себе заявить, и мы решили взять эту задачу на себя. Так появился проект "Старт". Впоследствии на "Винзаводе" были мастерские, а в прошлом году мы запустили новый постоянный проект "Открытые студии" — мастерские для молодых художников с образовательной программой и английским языком. Я думаю, проект сталкивается с общими проблемами для всех арт-институций в России. Современное искусство — максимально прогрессивная область культуры. А искусство молодых художников — это, очевидно, авангард и самая экспериментальная область нашей деятельности. И тут никогда нельзя прогнозировать результат. Критерии отбора всегда выходят за рамки представляемого художником проекта. Мы оцениваем несколько факторов, которые считаем ключевыми. Это взгляд художника на тот контекст, в котором он живет и работает, желание развиваться в профессии, проекты, которые он реализовал, планы и идеи на будущее. Участников первого сезона "Открытых студий" выбирала не лично я, а экспертный совет, в который входят представители важнейших арт-институций: руководитель выставочного отдела MMOMA Алексей Новоселов, художник Айдан Салахова, искусствовед и основатель галереи XL Елена Селина, арт-дилер и искусствовед Николай Палажченко и другие. Мне рынок молодых художников в России кажется максимально перспективным, несмотря на его молодость и новизну. В России появляется все больше художественных школ и возможностей для молодых талантов, а значит, растет и конкуренция. В связи с ростом предложения современное искусство становится чуть более доступным для тех, кого оно интересует. Расширяется круг людей, которые могут себе позволить приобщиться к коллекционированию современного российского искусства».
Кто: Софья Симакова и Анна Наумова
Год основания: 2016
Проект очень оптимистичный и жизнерадостный, как и сами основатели, что не противоречит серьезному выбору художников. Аукцион и галерея заметно набирают обороты и становятся синонимом модного и приятного места, где можно приобрести искусство молодых художников недорого, а также весело провести время на ежеквартальных аукционах, пробуя свои силы и не рискуя большим бюджетом.
Топ-художники: Иван Лылов, Юлия Иосильзон, Ксения Драныш
Софья Симакова:
«Молодым искусством мы занимаемся, потому что и сами молоды! Но в основном, конечно, проект родился из-за нашего участия в жизни разных институтов.
Я заканчиваю Goldsmiths в Лондоне, а Аня выпустилась из Британки. В университетах можно просто гулять по студиям и отыскивать молодые таланты. Трудности в основном связаны с тем, что я параллельно работаю в галерее "Триумф", а Аня — в Пушкинском музее. Основная работа занимает много времени, поэтому часто то, что касается Sample, мы делаем по вечерам и ночам. И, конечно, финансовые сложности: в этот проект было инвестировано много любви и 150 долларов за сайт. Если бы могли взять в команду помощника, процесс складывался бы быстрее. Художников выбираем, опираясь в первую очередь на собственный вкус. А как иначе? Для нас очень важно их образование и потенциал, поэтому у Sample много художников из Royal Academy of Arts или Parsons, например, но порой можно встретить работы и тех, кто окончил менее известные университеты. Развитие рынка в России предсказать сложно, но хочется верить, что оно будет. Мы, например, мечтаем запустить резиденцию, она обязательно должна появиться».
Кто: Сергей Гущин
Год основания: 2016
Сергей Гущин, изначально коллекционер, стартовал очень мощно, открыв камерное и интересное пространство на Патриарших прудах, за театром «Практика». Он привлек ярких молодых кураторов, построил выставочную политику как лабораторию и увлекательный творческий процесс, за которым интересно наблюдать. Эксперименты всегда риск, тем больше уважения вызывает деятельность Сергея и его команды. Открытый конкурс сначала для художников, а теперь и для кураторов придают деятельности институциональность, обеспечивают большие возможности для выбора, а участие в серьезных выставках основных художников — веру в успех и большое будущее. В результате работы за год получены призы «Лучший стенд Cosmoscow» и грант Ruinart Art Patronat.
Топ-художники: Илья Федотов-Федоров, Алексей Мартинс, Ильмира Болотян
Сергей Гущин:
«У меня молодая галерея, и ставку я решил делать именно на молодых и амбициозных. Мне интересно заниматься развитием художников, вместе с ними строить карьеру, реализовывать проекты, экспериментировать.
Плюс мы показываем срез молодого искусства, фрагмент, это слово и дало название галерее. В первую очередь многие люди не принимают современное искусство, отвергают, боятся понять и разобраться. Но я верю, что это все — временные трудности. Необходимо активно работать с аудиторией, попытаться заинтересовать ее, начать говорить на одном языке. Мы работаем с молодыми художниками в возрасте до 35 лет, но это не самое главное. В первую очередь мы обращаем внимание на проекты, которые делает художник, его послужной список. Важны и прошедшие выставки, коллекции, в которых оказались его работы, есть ли на счету резиденции, участие в биеннале и так далее — все это помогает определить, насколько художник перспективен, насколько ему важна его карьера и профессиональный рост. Также я стараюсь спрашивать совета у кураторов, с которыми мы работаем, хожу на арт-ревью выпускников арт-школ. Это планомерная работа, и должен сказать, что мы всегда находимся в поиске хороших проектов и новых художников. Уверен, что рынок будет развиваться, но это развитие невозможно без участия всех заинтересованных лиц, не только со стороны галерейного бизнеса, но и публики, культурных институций, государства в конце концов. Свои задачи я определяю как работу на продвижение и создание карьеры художников не только в России, но и за рубежом, а также взаимодействие с широкой аудиторией, которой потенциально может быть интересно современное искусство. Для этого мы используем все современные способы коммуникации: в своем инстаграме, где уже больше 100 тысяч подписчиков, я ежедневно рассказываю про искусство, бизнес, будни галериста и художника, также недавно был запущен и телеграм-канал ArtFragment, рассказывающий все главные новости из мира искусства просто, интересно и вовремя. На очереди образовательные курсы и сайт».
Кто: Дишон Юлдаш
Год открытия нового пространства: 2016
Впечатляющий необычный некоммерческий проект Дишон Юлдаш, демонстрирующий, что при большом желании, таланте и активности реализация выставочных проектов возможна и без больших бюджетов, что возможности и единомышленники появляются в процессе, а самое главное — это репутация. ISSMAG Gallery открылась в самом обычном автомобильном гараже-боксе в центре Москвы, сформировала собственную аудиторию и новое поколение художников и стала некоммерческой галереей, в которой протекают актуальные процессы и открываются новые имена. Последнее — личный выбор основателя и арт-директора Дишон Юлдаш. Новая выставочная программа откроется в марте, сейчас работает сайт и раздел Online Commissions. Знакомиться с экспериментальными тенденциями искусства и, что немаловажно, приятными людьми нужно идти туда.
Топ-художники: Дарья Мельникова, Арнольд Траутвейн, Алексей Таруц
Дишон Юлдаш:
«Уникальность художников, сотрудничающих с галереей, с одной стороны, заключается в том, что они выросли в эпоху интернета и иначе относятся к созданию, презентации и распространению изображений.
С другой стороны, особенностью их творческой идентичности является абсолютная космополитичность, сформированная в равной мере под влиянием локального контекста и мировых художественных тенденций; авторы синтезируют в своих практиках анализ эстетических, социальных и политических явлений окружающей их российской реальности. Тем самым мы налаживаем диалог с новым поколением зрителей. Проблем нет, есть постоянный опыт работы как в поиске финансовой поддержки проекта, так и в организации экспозиции и коммуникации внутри команды. Мы следим за развитием многих художников, с которыми хотели бы работать. Пообщавшись с профессиональными художниками и вкусив правильный рабочий процесс, ты не хочешь работать с теми, у кого отсутствует представление о коммуникации, как с кураторами, галереями, институциями, так и даже со СМИ. Если узкий круг элитарного общества начнет поддерживать локальную сцену молодых художников, то этот вклад и даст плодотворные результаты в будущем».
Другие истории
Подборка Buro 24/7