МАША СОМИК
художница, тату-мастер, выпускница РГХПУ им. Строганова по направлению дизайна интерьеров и MA Fine Arts в Camberwell College of Arts в Лондоне
Во время учебы в Лондоне (более десяти лет назад) работала в реализме и делала собственные автопортреты. При этом всегда интересовалась абстрактным — оно казалось непонятным и неизведанным. Это было большое стремление к чему-то глубокому. Начала читать тематические книги и ходить на выставки, как в один момент (скажу поэтично) на меня снизошло озарение, и я поняла про что «это». Даже во время поездки в Индию, где жила в красивом отеле в гуще природы, у меня не возникло ни малейшего желания рисовать цветы с натуры. Там я начала делать первые абстрактные композиции, которые вначале были сложносочиненными, а со временем стали упрощаться. Сейчас стремлюсь к еще большему минимализму, хотя, наверно, так сложно сказать про мои работы.
Да, в Строгановке окончила бакалавриат по направлению дизайна интерьеров, потом поступила в Лондон, где получила диплом изящных искусств в Camberwell College of Arts. Пожалуй, главное отличие — в магистратуре ты большую часть времени занимаешь себя сам. Преподаватель приходит раз в неделю и комментирует твою работу. При этом программа в колледже весьма насыщенная: лекции молодых художников, возможность выставляться и сотрудничать с классными галереями. Тебе дают реальную практику работы со зрителем, а не какие-то «мифические проекты». Во время учебы успела выставиться в лондонской галерее Gasworks и поучаствовать в групповом проекте Woodmill, а после выпуска — провести персональную экспозицию в Лондоне.
В Строгановке, к сожалению, педагог по основному предмету не принимал мои идеи — зачеркивал, говорил, что так нельзя. А я никогда не молчала и отвечала, что буду делать то, что нравится мне. Возникало недопонимание. Конечно, это классное комьюнити, но есть и много минусов. Все консервативнее, не дают раскрыться и развиться чему-то авторскому.
Сразу — интенсив под названием «Крит». В колледж приходили разные эксперты из творческой среды и критиковали проекты, но, что интересно, без негатива. Они задавали вопросы, интересовались идеей и делились впечатлениями. Такой подход помог найти персональный вектор и двигаться дальше.
Мне интересно общаться с гостями и иметь прямой физический контакт, поэтому делаю различные перформативные практики на своих выставках. Так еще больше приближаю гостей к нужным смыслам и задумкам. Последний раз подобный формат был в галерее «Пересветов переулок». Люди думали, что это будет обычная экскурсия, как в музеях, но нет. Я задавала вопросы, а посетители на них отвечали. Благодаря такому интерактиву все в теме и дополняют мои идеи собственными ассоциациями. На мой взгляд, в этом и есть цель искусства — в сотворчестве.
Как бы банально ни звучало, про любовь. К 14 февраля я рисовала эскизы татуировок, и ко мне пришла мысль, что любовь — это точка, момент максимальной концентрации в себе и в то же время зарождение огромного желания расшириться во все стороны. Это точка отсчета и начало момента, когда ты позволяешь себе стать всем, что есть вокруг и одновременно ничем — просто точкой. Так и начала развивать идею и постепенно воплощать ее в работах.
Эта групповая выставка станет моим первым масштабным проектом такого уровня. В ней принимают участие художники (Людмила Баронина, Ксения Балабух), скульпторы (Karman Verdi) и композиторы (Кристина Сидорова, Фарангиз Ра), которые выстроят цельную художественную драматургию. Вместе со зрителями мы попытаемся приблизиться к ответу на вопрос «Что есть любовь?». Сейчас могу сказать только то, что моя инсталляция будет посвящена влюбленности, благодаря которой я обрела ощущение вселенской любви. Перестала фокусироваться на конкретном человеке и ушла в изучение себя.
Если в творческих проектах я стремлюсь к абстракции, то в татуировках чаще рисую животных или цветы, хотя эксперименты случаются. Меня всегда интересовали тату, и с 23-х лет хотела «забиться». Ко всему прочему, это классный метод заработка — в любой точке мира ты можешь набить кому-то татуировку. Сложилось так, что давняя мечта стала реальностью после развода. У меня получилось направить всю злость и агрессию в правильное, творческое русло и желание стать финансово независимой.
Да, моя последняя — надпись «Мед со вкусом первого поцелуя». Ее автором выступил художник Тима Илларионов.
Это некий мостик, который позволяет зрителю лучше узнать автора. Так однажды сказала куратор выставки, посвященной картинам с текстом, и я с ней полностью согласна. Намеренно использую этот инструмент. Людям часто сложно воспринимать нефигуративные вещи, потому что они считывают информацию головой, а не сердцем. Текст, в свою очередь, помогает и разъясняет. Правда, сейчас мне кажется и такой подход слишком прямолинейным. В последней выставке нет ни одной буквы, и она получилась идеально минималистичной — только круги и точки. Казалось бы, что может быть проще? Близкий друг на открытии сказал: «Маша, я так боялся идти к тебе: думал, мне не понравится, потому что не мог прочувствовать и до конца понять всего того, что ты выкладываешь в соцсетях. Но сильно ошибся, фото не передают всю целостность и композицию, не погружают в эту историю». Экспозиция произвела на него большое впечатление. А секрет лишь в том, что искусство нужно смотреть вживую — ощущать энергетику автора. Через телефон невозможно понять все то, что закладывал художник.
Мне кажется, все, что я делаю для коммерции, вырастает из эскизов для татуировок — они лаконичнее и понятнее абстрактных картин. В блоге постоянно транслирую все про любовь, бережное и нежное отношение, поэтому и бренды (чаще всего) приходят с созвучными ценностями. Из последнего — совместные коллекции с Agami Ceramics, свечи Ucandles, украшала пространство для Seneca People.
Мой главный источник вдохновения — люди. Обычные люди, у которых горят глаза. Они наполнены желаниями и любовью, ты заряжаешься их энергией и вдохновляешься общением с ними. Не менее важны внутренние переживания и мысли, ведь все, что создаю, отражает мои чувства.
У меня очень красивая мастерская в старинном особняке в центре Москвы. В ней (почти) резное окно с деревянной рамой, что сейчас редкость, рельефные узоры в русском стиле по периметру комнаты. Очень классное, но, к сожалению, уже маловато. Хочется больше света и места для того, чтобы развесить все картины, а люди могли приходить и смотреть на них. Сейчас работы лежат друг на друге на полках.