С 6 июля по 11 августа в большом выставочном зале арт-пространства Cube.Moscow проходит выставка современного искусства [minimalia]. Роман Ермаков, автор центральной работы выставки, скульптуры «Вперед за билетом!», разработанной в сотрудничестве с МТС Live, рассказал BURO. подробнее о проекте и о том, каково это — быть скульптором.
В интервью BURO. один из самых ярких российских скульпторов поделился рекомендациями о том, как понимать современную скульптуру, рассказал о трудностях в согласовании локаций для арт-объектов и признался в любви русскому авангарду.
Для начала я определил для себя целевую аудиторию. Это люди, которые взаимодействуют с билетной платформой МТС Live — зрители и покупатели. Человек, который желает приобрести билет на мероприятие, всегда стремится вперед — к новым впечатлениям, к вхождению в мир спектакля, выставки или концерта. Отсюда и название — «Вперед за билетом!», это лозунг и одновременно призыв: беги к чувствам и эмоциям.
Задумка отражена в форме и композиции объекта. Скульптура скомбинирована по восходящей диагонали. Изображенные смелость, пытливость и любопытство обогащают нас, трансформируют. Это видно в использовании разных красок: желтый, зеленый, черный, красный — яркая палитра предпочтений. При покупке билета каждый из нас — персонаж скульптуры, который не знает, чего ждать от события, но стремится к новым ощущениям.
Принципиальное отличие от работы над фестивальным проектом в том, что ты сразу знаешь, чего от тебя хотят. Перед художником ставят некоторые условия: соблюдение фирменного стиля бренда, трансляция важных клиенту идей. Тогда ты оказываешься в ситуации, когда необходимо реализовать свои амбиции, творческий интерес и выполнить задачу бренда. Когда ко мне приходят компании, я сразу предупреждаю, что если они хотят получить художественное произведение, то должны дать максимальную свободу автору. Если бренд переживает, что будет не считан фирменный стиль, и хочет контролировать весь процесс, то с тестовым заданием лучше обращаться к дизайнеру, а не к художнику.
Свою позицию я проговариваю всем, с кем работаю. Так же было и с МТС Live. Я сказал, что слышу клиента, но, исходя из заданных вводных, делаю так, как кажется интересным мне. Я решил выполнить представленные паттерны в тех сочетаниях фирменных цветов, которые мне близки, и добавил им своего видения. Так мне удалось привнести в работу себя и в то же время не принести в жертву узнаваемость бренда.
В случае с МТС Live мы легко пришли к пониманию того, что интересно обеим сторонам, и отталкивались от пожеланий друг друга. Это не компромисс, а творческое сотрудничество, компромиссы в искусстве вообще не заканчиваются ничем хорошим.
Я учился на инженера-архитектора и всегда интересовался работой с формой. Сначала в моей практике были костюмы и перформанс — все то, что связано с человеческим телом. При работе оно воспринималось мной как своего рода «каркас», на базе которого и создавалась надстройка в виде костюмов. Так появился проект «Живые скульптуры».
Постепенно мой интерес к трансформации стал перерождаться в желание выходить за границы человеческого тела. Около шести лет назад я решил развивать свой опыт и вышел на новый этап: дал себе задание — поработать с хаосом через творческий метод. В противовес симметричным формам костюма хотелось создать композицию, которая может постоянно восприниматься по-разному, в зависимости от точки обзора, и приобретать новые смыслы благодаря человеческой фантазии.
В течение года работы над персональной выставкой я создал около тридцати объектов, а затем вписал их в московскую городскую среду. Это стало для меня толчком к работе над большой скульптурной формой. После этого меня начали активно приглашать на различные фестивали и выставки, посвященные паблик-арту. С тех пор я связываю свою жизнь со скульптурой.
Работы русского авангарда — это иконы современного искусства. Именно с развития этого направления, на мой взгляд, и появилось понимание, что художник может не только копировать окружающий мир, но и создавать его, дополняя своей философией. В этот период творцы становились соучастниками создания пространства, в котором жили. Они влияли на всю мировую архитектуру.
Авангард продолжает вдохновлять и сейчас, спустя сто лет после его появления: художники, в том числе и я, начинают по-новому смотреть на то, что было создано век назад. И, разумеется, хочется продолжать традиции этого направления, так как мы творим на таком большом и серьезном культурном фундаменте. Современные российские художники прямо или косвенно вдохновляются работами того же Малевича — усложняют или упрощают их, вступают в диалог с творчеством. У меня такое тоже встречается. Если посмотреть на мою серию «Танцующая ось пятого измерения», то можно увидеть пересечения с супрематическим периодом Малевича. В моем случае, это другие формы, расцветки и иная композиция, но общая энергия кинетического искусства, на мой взгляд, прослеживается.
Художник создает свою вселенную с помощью красок, материалов и технологий, задавая новые смыслы. Как и сто лет назад, современный авангардист — это визионер, который задает новый вектор — тренд на нечто передовое и яркое. Сегодня так же происходит размытие границ: дизайн высокого уровня отлично уживается с предметами искусства. Это очень в духе авангарда, когда художники ищут новые пути и не боятся работать с разными формами и жанрами в искусстве и дизайне.
К счастью, современная российская скульптура очень разнообразна. Она не зародилась в одно мгновение, а развивалась очень постепенно. Думаю, это и спасло нас от однообразия в форме. Если вы рассмотрите любой фестиваль уличного искусства и обратитесь к художникам, работающим с крупной формой, то поймете, насколько все работы уникальны. Иван Горшков, Андрей Люблинский, Саша Фролова, Дмитрий Аске — это все непохожие друг на друга творцы с индивидуальным неповторимым видением. Каждый — самостоятельная единица. Я особенно прочувствовал это, когда участвовал в выставке «Красный сад» на Красной Площади в 2021 году. Там было выставлено восемь скульптур, совершенно разных по форме и материалам: металл, дерево, стеклопластик. Меня удивило, насколько многообразна работа с материалом. Очень радует, что у нас это есть.
С граффити и муралами ситуация немного проясняется: появляются новые локации. Но при работе со скульптурой все равно остаются те же самые трудности, что и несколько лет назад. Это увеличивает период работы над проектом, потому что необходимо долго согласовывать или искать подходящее место, договариваться с кем-то. Чтобы поставить скульптуру, нужно знать все о том, где она будет расположена. Приходится узнавать это самому, обращаться к различным департаментам. К сожалению, нет институции, которая обладает всей необходимой информацией и могла бы заниматься решением организационных вопросов вместе с художниками и кураторами. Из-за этого организаторы регулярно сталкиваются с тем, что не получается поставить скульптуру там, где она нужна визуально. Либо не смогли договориться с департаментом, либо не нашли собственника места. Единого механизма нет, и это вызывает трудности.
Большинство проектов рождается в рамках фестивалей, а затем переезжают на новое место и остаются там на неопределенное время. Если же говорить о постоянной городской скульптуре, это пока все-таки прерогатива девелоперов: они размещают объекты на своей частной территории, так как имеют право ставить там все, что хотят. То же касается и арткластеров: например, Artplay и «Винзавода». Но это не постоянная экспозиция, скульптуры могут переезжать. Из-за этого очень сложно сделать единую карту объектов для горожан. А ведь такой подход очень помог бы развитию культуры — если бы москвичи знали, чем наполнен их город с точки зрения современного искусства, то больше бы им интересовались.
В первую очередь необходимо желание. Если оно есть, мир искусства будет постоянно звать вас к себе и преподносить сюрпризы. В таком случае не будет проблемы интерпретации и восприятия искусства. Интерес побуждает больше читать о художниках, изучать объекты. Если почувствовали этот импульс, мой совет прост: ходите на выставки современного искусства и знакомьтесь с художниками. Начать можно с выставки в Cube.Moscow, которая проходит до 11 августа. Там много скульптур: как моих, так и других авторов. Каждый посетитель сможет найти что-то в свое в какой-нибудь из скульптур.
Также я советую всем посетить парк Малевича в Одинцовском районе. Это сейчас, наверное, одно из самых больших и доступных собраний современного искусства в практически шаговой доступности. Тут можно встретиться с работами советских классиков 1970-х: Игорь Шелковский, Франсиско Инфанте-Арана и Нонна Горюнова, Александр Константинов. Есть там и работы нового поколения художников, в том числе и моя скульптура «Стабильная композиция» 2021 года. Все они уникальны, созданы из разнообразных материалов, и у каждой работы своя история. Да и в целом в Москве дефицита выставок нет. Если вы открыты к новому и восприимчивы, вам будет очень интересно. Обогащайте себя эмоционально и визуально — так будете развиваться и оставаться молодыми!
Узнать подробности и приобрести билеты на 15 выставок современного искусства, которые проходят в пространстве Cube.Moscow, можно на сайте МТС Live.