В атриуме музея «Гараж» открылась новая инсталляция «Упражнения на конструкцию. Сгибание» польской художницы Моники Сосновской. Она не любит общаться с прессой, поэтому эксклюзивно для BURO. о смыслах внутри этого объекта рассказала куратор Анастасия Митюшина.
Скульптура «Упражнения на конструкцию. Сгибание» — это работа на заказ в рамках серии Garage Atrium Commission. Два года назад Моника приехала в «Гараж» вдохновиться пространством, а дальше мы смотрели на раннюю архитектуру конструктивизма и авангарда — от Центросоюза Ле Корбюзье до мельниковских зданий и Шухова, который больше всех и понравился художнице.
Фишка Моники — работа с обнажением конструкций, а конструкции Шухова голые сами по себе. Долгое время этот персонаж существовал на территории инженерии и только потом был признан частью архитектурного наследия. Сетчатые гиперболоидные конструкции появились в конце XIX века, но наследием авангарда они были признаны только к середине XX века.
Сначала Моника сделала небольшой макет скульптуры из картона, попробовала несколько других макетов, а затем началось реальное производство. Документации процесса не видно в музее: так сделано для эффекта чуда, чтобы посетитель не понимал, как оно сюда попало и поместилось.
С одной стороны, есть очень простой жест — берем форму и сгибаем. Если говорить лингвистическими терминами, происходит парафраз. С другой стороны, Монику интересует то, как складывается восприятие архитектуры второй половины XX века именно с точки зрения человека, который проживает архитектуру. Мы привыкли, что если объект готов, если он прославился и выстоял наши переживания, то он устойчив. Если же конструкция деформируется, она становится хрупкой, уязвимой и как будто сбивает наши стандарты.
При этом неустойчивость конструкции — не предупреждение, не ностальгия, а пространство, в котором наше восприятие заостряется, мы начинаем чувствовать эмпатию. По идее то, что создано индустрией, должно стоять, обеспечивать безопасность, но здесь оно предстает сломленным и искореженным. Возникают вопросы: есть ли у нас ресурс сочувствия, можем ли мы остановиться, прожить и осознать это?
Так совпало, что параллельно я читаю книгу Экхарта Толле «Новая земля» про осознанность и включенность в настоящий момент. В одной из глав он говорит о том, что неустойчивость конструкции позволяет прочувствовать текущую жизнь, потому что мы начинаем видеть зазор между нашими представлениями о предмете и тем, что есть на самом деле. Мне кажется, это очень важно для Моники.
Само название «Упражнения» не говорит, что так будет, так есть, художник так считает или ностальгирует. Она очень хорошо знает архитектуру XX века и как скрупулезный ученый вынимает и разбирает ключевые элементы, которые вошли в историю искусства. Вроде бы все понятно: кто такой Шухов — понятно, кто такой Мис ван дер Роэ — понятно, что такое Баухаус — понятно. Мы точно знаем, что было достижением в свое время, но на самом деле не имеем никакого личного отношения к объекту. Возможно, через эту травматичность, хрупкость и подключение сочувствия можно создавать свое мнение.
За мой опыт монтажа я вдруг поняла, что металл — совсем не то, что я себе о нем думала. Раньше я воспринимала его как конструктор, как будто он мне что-то должен, ведь человек его собрал и покорил. Когда же конструкцию разрезали, чтобы собрать ее заново, стало видно, что у материала есть сила и взаимосвязь. Когда мы доделывали сварку, человек был на самом верху, а я держала другой конец на уровне лица и чувствовала, как вся конструкция вибрировала.
Безусловно, есть теоретические вещи, которые лучше знает и может объяснить архитектор. Но, находясь внутри этой работы, мы заново подключаем архитектурную и пространственно-временную чувствительность.
За 14 дней монтажа я увидела, что конструкция по-разному выглядит в зависимости от освещения и погоды. На фоне голубого неба она смотрится совершенно феерически, приобретает особенную красоту и звонкость, на фоне зеленого пейзажа она будет совсем другой. Сейчас я отправила фото Монике — она сказала, что конструкция выглядит элегантной и innocent — не то что невинной, скорее не знающей обо всех своих тяготах.