В Новой Третьяковке продолжает работу выставка New Elements, посвященная цифровой материальности. Художники-участники предлагают взглянуть на мир как на аналоговый компьютер, где каждый объект или явление перезаписывает себя множеством разных способов. В их работах диджитал-технологии не отделяются от природы, но являются ее продолжением, вовлечены в те же процессы обмена углеводородов, других естественных элементов и информации. Кураторы Дарья Пархоменко и Дитмар Оффенхубер рассказали BURO. о пяти самых интересных экспонатах.
Дарья Пархоменко:
«Глобальное потепление и загрязнение окружающей среды вынуждают нас смотреть на мир как на систему, где все взаимосвязано и где каждое событие оставляет следы, которые мы должны научиться читать. На нашей выставке представлены художники, которые сотрудничают с университетами и научными институтами для создания своих междисциплинарных проектов, и те, кто сами являются учеными, а также художники, использующие научные методы в своих DIY-практиках».
Дитмар Оффенхубер:
«Выставка посвящена пределам репрезентации, с которыми мы сталкиваемся, когда имеем дело с явлениями материального мира. Это актуальная тема, обсуждаемая как в искусстве, так и в науке. И художники, работы которых представлены на выставке, работают на стыке этих двух областей, искусства и науки. В конечном счете выставка имеет философскую направленность — нас интересует, как "смысл" выражает себя в мире, выходя за пределы языка и символических систем».
Дитмар Оффенхубер:
«Выставка посвящена пределам репрезентации, с которыми мы сталкиваемся, когда имеем дело с явлениями материального мира. Это актуальная тема, обсуждаемая как в искусстве, так и в науке. И художники, работы которых представлены на выставке, работают на стыке этих двух областей, искусства и науки. В конечном счете выставка имеет философскую направленность — нас интересует, как "смысл" выражает себя в мире, выходя за пределы языка и символических систем».
Немецкая художница Тереза Шуберт изучает отношения между биологическими и цифровыми процессами и исследует взаимосвязь природы, культуры и технологий. «Ooze» включает в себя биореактор с водорослями, который непрерывно контролируется датчиками. Активность водорослей превращается в случайные числа, тем самым управляя изображениями и звуками инсталляции. Работа наглядно показывает, что вычислительный процесс не эфемерен: данные, которые она генерирует, не абстрактны, а являются частью материального мира.
Бергер использует широкоформатную фотопленку, чтобы исследовать геологическое прошлое ландшафта и запечатлеть остатки естественной радиоактивности на поверхности Земли. Удивительно, но эта радиоактивность не распределена равномерно, а проявляется в замысловатых узорах, которые соответствуют радиоактивным свойствам различных пород и частей ландшафта. Эти узоры могут рассказать о происхождении пород и изменении магнитного поля на протяжении существования нашей планеты. Расшифровать эти следы под силу лишь геологам, а посетители могут просто полюбоваться миром, который обычно скрыт от человеческого глаза.
Художник часто сотрудничает с учеными. Работая над «Poem», он вдохновлялся экспериментами биохимика Стэнли Миллера в середине XX века, который изучал зарождение жизни на планете. Интерактивная инсталляция извлекает жидкость из воздуха, выдыхаемого посетителями, и запускает химический синтез, превращая неорганические молекулы в первооснову всего живого, аминокислоты, и вместе с этим производя алкоголь.
Футуристичная работа является прямой отсылкой к кибернетическим экспериментам, которые в 1950-е годы проводил британский изобретатель и ученый-кибернетик Гордон Паск. Он пытался создать электрохимический компьютер, который будет использовать не биты и байты, а магнитные жидкости и электромагнитные поля. Кибернетиков того времени интересовало не то, как машина может видеть мир, а то как она действует в этом мире. Беккер же меняет поведение жидкого сплава металлов галинстана через подключенные электроды, создавая электрохимический перформанс человека и машины.
Работа междисциплинарного исследовательского бюро Forensic Architecture сосредоточена на исследовании политической реальности мира, раскрытии преступлений против человечества и сбору доказательств путем анализа цифровых медиа и помещения их в пространственный контекст. Кислотные «Облака» в «Cloud Studies» — это ядовитые газы, которые применяются людьми в военных целях и оставляют следы на спутниковых снимках, клубы пыли от взрывов, указывающие на их происхождение, и следы загрязнения окружающей среды. Криминалистическая архитектура исследует отношения между доказательствами, эстетикой и материальностью.
Выставка New Elements проработает до 27 февраля.
07.01.22, 11:57
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7