Насибуллина, Плутахин, Вахитова: за кем следить на фестивале «Толстой»

С 7 по 9 июля в музее-усадьбе «Ясная Поляна» пройдет VII театральный фестиваль «Толстой». Тема этого года — «Анна Каренина». В день открытия Большой театр впервые покажет одноименный балет Джона Ноймайера на сцене под открытым небом. В рамках фестиваля под кураторством Евгении Петровской представят и другие спектакли. Среди них — «Горькая редька» Михаила Плутахина, «Муравейное братство» Алины Насибуллиной и «Мара» Альбины Вахитовой. Поговорили с режиссерами об их постановках.


 СПРАВКА


Фестиваль «Толстой»


Международный театральный фестиваль проводится на территории музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» с 2016 года. Под открытым небом зрители могут увидеть спектакли, основанные на текстах и жизни писателя. В 2023 году фестиваль был удостоен премии «Золотая маска» за спектакль Полины Кардымон «Детство. Коромысли. Глава 3». В прошлые годы в фестивале принимали участие Театр им. Вахтангова, Театр наций, московский театр «У Никитских ворот», Московский академический Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, Центр имени Вс. Мейерхольда, Мастерская Дмитрия Брусникина, а также театры из Латвии, Словении, Болгарии и других стран.


Михаил Плутахин

Актер, режиссер, основатель «Театра Предмета Михаила Плутахина». Окончил школу-студию МХАТ (мастерская Дмитрия Брусникина).


Михаил Плутахин представит спектакль-променад «Горькая редька», который состоит из пяти камерных частей и рассказывает о 70-х годах XIX века, когда был написан роман «Анна Каренина».

«Для зрителей мы готовим театрализованную экскурсию в жанре театра предмета, где рассматриваем творческий путь Толстого в период написания романа «Анна Каренина». Что вдохновило писателя на произведение? Какие препятствия вставали на его пути? Почему он называл свой роман «горькой редькой» и каким образом выкарабкался из творческого кризиса?

Помимо познавательной части экскурсии, мы вплетаем туда с помощью театра предмета визуально-эмоциональную часть. Для чего? Нам хочется, чтобы в этих паузах зритель еще больше погружался в материал — только уже на уровне ощущений и эмоций. Театр предмета — это театр символов и метафор, работающий с нашим воображением и подсознанием. Все этюды будут показаны без слов, они будто бы приглашают зрителей переосмыслить речь экскурсовода на другом уровне. Чего в обычной экскурсии не хватает, на мой взгляд. Часто мы проходим формальный путь, перегружаем себя информацией и снова возвращаемся в свой быт. А тут другое. У нас есть возможность пожить с Толстым подольше, переосмыслить текст на уровне символов и метафор».

Что необычного:

по законам предметного театра действующими лицами выступают сами предметы.

Афиша к спектаклю «Горькая редька»


Альбина Вахитова

Перформер, танцовщица, хореограф, постановщик спектакля «Мара».


Одна из главных премьер фестиваля в этом году — спектакль Альбины Вахитовой «Мара», сочетающий современный танец и элементы театральной постановки. Впервые площадкой станет железнодорожная станция «Ясная Поляна». За звуковую часть отвечает композитор Дмитрий Власик.

«"Мара" — сайт-специфик перформанс. Хореографические решения во многом продиктованы характеристикой местности, ее природой и рельефом. Исполнители не идентифицируются с конкретными персонажами романа «Анна Каренина», но каждый находит в себе их отражения. Создавая танцевальную партитуру, я думала о роли мужчины и женщины в социуме. Мне было интересно создать конструктор, лаконичное действие, процесс, в котором отведено место зрительной интерпретации. Исполнители также свободно интерпретируют роман, выбирают отрывки к прочтению в соответствии с личным субъективным опытом. Название вдохновлено работами моего друга — художника, документального фотографа, скейтера, геодезиста Ильи Батракова. Несколько лет назад он выпустил книгу «Морок», работа над которой шла более 10 лет. В ней, помимо фотографий пейзажей леса в Можайском районе, уничтожение которого Илья документирует, собрано множество символических дополнений.

У слова «мара» есть несколько значений, каждое из которых, как мне кажется, комплементарно роману. В традиционном буддизме слово имеет четыре значения: клеша-мара как воплощение низменных эмоций, мритью-мара как воплощение смерти, скандха-мара как метафора взаимосвязанности, девапутра-мара как дитя бога, то есть Мара как существо.

В раннем буддизме значение придавалось как буквальному, так и психологическому восприятию Мары. Считается тем не менее, что, как бы мы ни понимали Мару, он имеет власть ровно настолько, насколько мы ему это позволяем».

Что необычного:

для полного погружения в атмосферу спектакля зрителям выдадут монокль и микрофон.

Железнодорожная станция «Ясная Поляна»


Алина Насибуллина

Актриса театра и кино, режиссер. Окончила школу-студию МХАТ (мастерская Дмитрия Брусникина).


В «Ясной Поляне» вновь покажут «Муравейное братство» — второй сезон спектакля-прогулки. Вместе с героями постановки зрителям предстоит проделать путь в страну детства — через поля и леса. Сопровождать их в этом путешествии будут актеры Сергей Аполлонов, Никита Зеленый, Михаил Мещеряков, Михаил Шамков, Кирилл Одоевский, Ксения Чигина и Кристина Якимушкина.

«Премьера первого сезона «Братства» была на фестивале год назад. Спектакль придуман и подготовлен здесь же, в «Ясной Поляне», в рамках резиденции «Сила слова». Мы много работали с текстами самого Толстого, его дневниками и современной драматургией. Куратор Евгения Петровская задумывала резиденцию так, чтобы все проекты, созданные в ней, продолжили жизнь после фестиваля. Спектакль «Муравейное братство» настолько заточен под яснополянские просторы, что найти место для него в городе оказалось тяжело. Поэтому было решено продолжить показ здесь же в этом году.

Сохранив основу прошлогодней работы драматурга Полины Коротыч, я решила добавить несколько дополнительных персонажей, например, режиссера, который отчасти является моим альтер эго (Никита Зеленый). Он никак не может снять свой дебютный фильм про оркестр и сомневается в том, нужно ли вообще это делать и что действительно важно. В итоге оказывается, что все происходящее — его фантазия. Есть сумасшедшая виолончелистка, которая потеряла ребенка и мечтает вернуться в оркестр, потомственный газонокосильщик, который дирижирует лесом, сбежавшая невеста, человек, пропивший трубу. Мы репетировали и поняли, что из этого всего выйдет здоровский фильм в стиле шапито-шоу. Только про толстовские принципы, зеленую палочку и с песнями группы "Залпом". Но это секрет». 

Что необычного:

в главных ролях не только люди, но и ветер, лес, вода и земля.

«Фрагмент спектакля "Муравейное братство"»
«Фрагмент спектакля "Муравейное братство"»

«Фрагмент спектакля "Муравейное братство"»
«Фрагмент спектакля "Муравейное братство"»

Арина Крайних

07.07.23, 10:34