После лекции Криса Босса в Центре дизайна ARTPLAY Buro 24/7 побеседовало с архитектором-новатором, главой студии LAVA и автором проекта первого экогорода Масдар. Австралийский архитектор совсем недавно представивший в Москве проект Lexus Hybrid Art, рассказал Buro 24/7 о том, что появится в самом сердце Масдара, о концепции "города будущего" и о том, что его работа сейчас подобна труду в лаборатории: нужно смешать все ингредиенты, чтобы путем проб и ошибок получить особенный эликсир — экогород, который послужит примером и прототипом для всей дальнейшей практики градостроения.
Крис, вернемся к теме прошедшей лекции: как же построить "город будущего"?
Мы в студии LAVA считаем, что "город будущего" работает как целая экосистема, такая, как, например, Большой барьерный риф в Австралии. Это самая большая экосистема в мире (общая площадь рифа больше площади Великобритании. — Прим. ред.). Почему "экосистема"? Потому что она саморегулирующаяся, саморазвивающаяся, она не производит отходов, она не расходует энергию и ресурсы впустую, ничто не загрязняет и не нарушает ее жизненный цикл. Мы хотели бы жить в таком городе, где все ресурсы будут возобновимыми, где будут использовать солнечную и ветряную энергию для переработки отходов. Передвигаться по нему жители смогут на электромобилях, которые доставят их в любую часть города.
Вы считаете, именно автомобили загрязняют город больше всего?
Не только машины, но и отходы производства портят экологическую атмосферу города. В качестве замены автомобилям, которые в современном мегаполисе есть почти у каждой семьи, будет создана сеть электромобилей, как аналог общественного транспорта, управляемых с помощью роботов-компьютеров. Дорога между пунктами назначения не займет у жителей больше 10 минут, они смогут ввести нужный им адрес в систему, а компьютер выберет кратчайший путь и доставит их в любую часть Масдара.
Сколько зданий уже построено в Масдаре?
Сейчас в Масдаре только пять готовых зданий, в том числе университет. Это очень большие сооружения, которыми занимается британский архитектор Норман Фостер — ему принадлежит мастер-план всего города. Мое архитектурное бюро, LAVA, выиграло конкурс на застройку его центра, сердца города.
Что же там появится?
Мы решили, что центр города не должен быть загроможден каким-то зданием, что будет лучше создать там общественную зону, доступную для всех. Это огромная многофункциональная площадка на открытом воздухе, покрытая навесом, похожим на зонты, которые раскрываются и закрываются в зависимости от времени суток и защищают ее от жары, осадков, служат своего рода убежищем. Кроме того, эти зонтики — солнечная батарея в открытом состоянии, а в если в солнечной энергии потребности нет, они легко складываются. Мы видим Масдар плаза как "оазис будущего", это живущая, дышащая, адаптивная среда.
Общественная зона в центре Масдара по проекту LAVA
А как вообще возник проект такого экогорода?
Проект Масдара был изначально предложен правительством Объединенных Арабских Эмиратов. ОАЭ, как и остальные страны Ближнего Востока, имеют большие запасы нефти, и они могли, с одной стороны, даже не думать о том, что им делать дальше — ресурсы позволяли жить на них еще долгие годы. Однако они решили думать на много лет вперед, для своих детей и внуков, и проект первого энергоэффективного города возник именно у них.
Для реализации проекта правительство ОАЭ пригласило Нормана Фостера. Это действительно пик его карьеры, ведь Фостера все больше знают по отдельно стоящим зданиям, а здесь он может создать что-то грандиозное, целостное, фактически построить собственный город. Он уже работал над проектом около 3-4 лет, когда был объявлен конкурс на разработку отдельных его частей. Тогда центр города получило мое бюро LAVA, которое сначала попало в шорт-лист из 310 заявок и, наконец, обошло и последних своих конкурентов.
Если строительство Масдара будет успешным и город будет комфортным для жизни, можно ли ждать, что в ближайшем будущем такие экогорода появятся в других частях мира?
Да, я думаю, идея Масдара послужит прототипом для всего дальнейшего градостроительства. Это уникальный эксперимент, на котором мы учимся, и этот процесс не обходится без ошибок. Исправляя их, мы получаем бесценный опыт. Это как лаборатория: у нас есть пространство площадью 6 квадратных километров, на котором мы можем создать все что угодно, смешивая, добавляя или исключая какие-либо элементы, где мы видим результат своих действий, можем скорректировать его. И затем, когда основной принцип будет нами изучен и применен на практике, можно будет сказать, что этот проект станет примером для других экогородов. Построить их на разных континентах было бы просто замечательно.
Подготовила: Дарья Горшкова
26.04.12, 17:15