Фильм «Матильда» Алексея Учителя о романе императора Николая II и балерины Кшесинской выходит в российский прокат только 25 октября, а скандалы уже сделали картину чуть ли не самой обсуждаемой российской кинолентой года. Депутат Госдумы, бывший прокурор Крыма Наталья Поклонская намерена лично засудить создателей фильма «Матильда», если этого не сделают прокуроры и силовики. Сам Алексей Учитель обратился к генпрокурору РФ Юрию Чайке с просьбой оградить съемочную группы фильма «Матильда» и работников прокатных организаций от угроз и иных противоправных действий «лиц экстремистской направленности». Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отметил сегодня, что «угрозы со стороны анонимных экстремистов [в адрес фильма и режиссера] абсолютно недопустимы».
Среди всех этих морально-политических дискуссий об этичности фильма про отношения канонизированного Русской православной церковью Николая II с балериной легко потерять саму героиню — неординарную личность, сражавшуюся за свой талант и место на сцене и получившую за это прозвище «генералиссимус русского театра». На самом деле никаким генералиссимусом она, конечно, не была — скорее прообразом супермодели для своего времени, точно знающей, чего она хочет и как этого добиться.
Родившаяся в семье балетных артистов, Матильда Феликсовна была как будто с рождения приговорена к сцене и к успеху, несмотря на средние для балерины данные — низкий рост и крепкое телосложение. При этом она с момента поступления в Императорское училище проявляла усердие и терпение, а после первого сезона в труппе Мариинского театра (22 балета и 21 опера) успешная карьера балерины была ей гарантирована. Но, как это ни печально, Маля (как ее называли в семье) вошла в историю как скандальная и опасная личность, которую подозревали в связях с большевиками и называли иностранной агенткой, засланной очаровать будущего императора.
Кадр из фильма «Матильда»
Если это было так, то миссия явно была провальной: общение с молодым Николаем продлилось совсем недолго, а 7 апреля 1894 года и вовсе сошло на нет с объявлением о помолвке Николая с Александрой Федоровной. «Что я испытывала в день свадьбы государя, могут понять лишь те, кто способен действительно любить всей душою и всем своим сердцем и кто искренне верит, что любовь существует», — писала Кшесинская.
Конечно, предприимчивая танцовщица осталась «при деле», обратив свой взор сначала на светлейшего князя Сергея Михайловича, а затем на его брата Андрея, с которым Кшесинская сбежала от революции в Париж и прожила с ним 56 лет до его смерти. В Париже она открыла балетную школу и успела воспитать целое поколение великих танцовщиц. Печально, что эта сильная успешная женщина, показавшая задолго до появления первых суперзвезд, как может жить настоящая it-girl, сохранилась в нашей памяти лишь как любовница Николая.
А ведь Матильда была настоящей иконой стиля — ее гардероб насчитывал такое количество платьев, что при отъезде с Французской Ривьеры для них пришлось задерживать поезд. Ее одевал Поль Пуаре и московская модистка Надежда Ламанова, она обладала уникальной коллекцией подарков от высокопоставленных друзей и поклонников: от золотых яиц работы Фаберже до сувениров от императора и князя Сергея — брошь в виде змеи, украшенная сапфиром и бриллиантами, бриллиантовые же пряжки и тиара с сапфирами-кабошонами.
Можно назвать Кшесинскую настоящей супермоделью времен императорской России — сконцентрировавшись на успехе и славе, а также на поисках достойного партнера, Матильда вовсе не действовала как агент большевиков или спецслужб. Она просто делала то, о чем сначала мечтала Эди Седжвик, отправляясь в Нью-Йорк на «Фабрику» Уорхола, а ныне мечтают девочки, заводящие в инстаграме армию поклонников, готовых купить им из «списка подарков» на Amazon любые украшения и платья. До Фаберже сейчас, конечно, не доходит (народ измельчал), но общий посыл — «Живи ради себя, будь успешной ради себя, а злые языки волновать тебя не должны» — тот же.
Кадр из фильма «Матильда»
Получается практически феминистская икона. То, что сейчас называют «step your game up» — повышение ставок своей игры. Современная культура потребления ненамного менее мизогинна, чем культура Российской империи начала XX века, но в наши дни появилось больше шансов для современных «Матильд»: им удается устраивать собственные выставки и запускать бренды или делать бренд из самих себя.
Хотелось бы, чтобы история могла переосмыслить положение Мали в ее обществе и начала рассматривать ее не как любовницу влиятельных мужчин, а как самостоятельную и сильную женщину, прожившую 99 лет полных переживаний, успеха, прекрасных романов, нарядов и украшений и получившую все, к чему она стремилась.