В начале сентября в Театре имени Пушкина состоялась громкая премьера — спектакль Дмитрия Крымова «Костик» по мотивам чеховской «Чайки». Заглавного героя, Константина Треплева, сыграл Александр Дмитриев. 12 и 13 ноября ему снова предстоит выйти на сцену в главной роли — на этот раз в «Стражах Тадж-Махала» Алексея Золотовицкого. В интервью для BURO. актер рассказал об этих постановках.
Самый большой стресс я испытываю перед «Костиком»: в день спектакля просыпаюсь очень рано, меня трясет. Помогают дыхательные практики Вима Хофа (житель Нидерландов, получивший известность благодаря умению переносить очень низкие температуры и контролировать различные системы организма. — Прим. BURO.), холодный душ, медитация — молчание, способствующее проверке «внутренних настроек». Главное — не бороться с волнением, а взять его под контроль, не позволить ему захватить тебя, использовать его себе на пользу. Для меня волнение стало базой, на которой можно построить роль. Страшно, наоборот, перестать его ощущать, быть абсолютно спокойным перед выходом на сцену. На некоторых спектаклях такое случается — это плохой показатель, это значит, что я потерял интерес к роли.
Еще со времен обучения в Школе-студии МХАТ меня преследует архетип Раскольникова. Хотя, честно говоря, Достоевский мне никогда не давался. И сейчас у меня нет ни малейшего представления, как бы я его сыграл! Вообще не понимаю, как сегодня можно работать с этим автором: все-таки его тексты не приспособлены под театр, актерски он очень сложный.
До Школы-студии я учился два курса в Высшей школе экономики на факультете рекламы и даже успел поработать в рекламном агентстве. Там мы придумывали вирусные ролики, и этот креатив меня увлекал, развивал творческие способности. И я знаю, что если потребуется что-то придумать, я придумаю. Но не хочу ничего из себя «выдавливать», хочу, чтобы материал нашел меня сам. Пусть это будет естественно. Пусть появятся книга, пьеса, сюжет, которые разбудят во мне желание стать постановщиком. А когда человеку «надо» сделать спектакль, потому что модно или хочется кому-то что доказать, — это, по-моему, тупиковый путь.
Работы с камерой: может быть, ВГИКа это касается в меньшей степени, но в Школе-студии МХАТ такого курса нет вообще. Этот навык, жизненно необходимый для кино, артисты получают после выпуска, непосредственно на съемочных площадках, когда права на ошибку и времени учиться уже нет. Мои друзья, закончившие театральный институт в Венгрии, рассказывали, что у них были занятия с кинорежиссерами, с операторами. Они проводили пробы, снимались в учебных работах. К тому же сейчас, когда работа с видео в театре стала обычным делом, без умения взаимодействовать с камерой актеру приходится непросто.
Уметь все — очень красивая утопия, с которой я познакомился в Школе-студии. И, безусловно, такие «всемогущие» артисты есть, но они скорее исключение. Я сам, занимаясь этой профессией, многому научился — даже открыл в себе какие-то способности, о которых раньше не подозревал. Понял, что могу больше, что, возможно, приложив определенные усилия, способен на все. Но насколько мне это нужно? Какова цена этой прекрасной идеи о синтетическом актере?.. Сейчас я пришел к мысли, что артист прежде всего должен развивать свои сильные качества.
Фильмы обычно выключаю, жалко времени. А вот в театре все немного иначе. Даже скучный спектакль я досматриваю, потому что последняя сцена иногда переворачивает все. У меня было так несколько раз — я заставлял себя остаться и потом не пожалел. И, конечно, остаюсь из уважения к коллегам по цеху, к их труду. В моей биографии были случаи, когда, играя в студенческих спектаклях, я видел, как именитые режиссеры уходили. Не давали нам, молодым артистам, шанса. Меня это очень расстраивало. Я не хочу быть таким, не хочу отбирать у других шанс.
Все, конечно, зависит от материала и режиссера, но сейчас я не готов навсегда расстаться с театром. Здесь я чувствую себя как дома, сцена дает мне уверенность в себе, в некотором отношении она смысл моего существования. А кино пока что неизведанная территория.
Да, у меня есть лучший друг, друг детства, и более того, мы занимаемся одной профессией. Мы переживали разные периоды, ссорились, мирились, отдалялись и сближались… Но несмотря ни на что, в каких бы мы ни были отношениях, я знаю, что мы есть друг у друга и в случае беды придем на помощь. По-моему, очень важно иметь такого человека, которому можно позвонить в любое время, высказать все, что на душе, пожаловаться, пострадать, разделить радость.
Страшный. Кровавый. Изобретательный. Чувственный. Остроумный.
08.11.21, 13:57
Другие истории
Подборка Buro 24/7