В эти дни в крохотный швейцарский Базель, кажется, съехались все, кто хоть как-то связан с искусством: галеристы, коллекционеры, журналисты, художники, дизайнеры и просто любопытствующие. По традиции танцы открывает искусство прикладное, а именно ярмарка Design Miami Basel — выставка-продажа наиболее ценных экспонатов из авторитетных галерей со всего мира. На протяжении последних лет мне доводилось бывать на Design Miami лишь в самом Майами. Там ежегодная ярмарка предметов интерьера и дизайна уже давно превратилась в марафон вечеринок и celebrity watching, похлеще Каннского фестиваля. В Базеле же все наоборот: только серьезные галереи и не менее серьезные коллекционеры, способные с легкостью отдать пару миллионов евро за обеденный гарнитур. Таких клиентов в мире немного, и именно за них мы накануне поднимали бокал белого с Кристиной Краснянской и Ксенией Чилингаровой, вместе с галереей Heritage впервые представляющими Россию на самой "снобско-буржуазной" ярмарке мира. "Я 5 лет мечтала это сделать, и вот благодаря Крейгу Роббинсу (основателю Design Miami) мы здесь! — радовалась Кристина. Сам факт участия московской галереи в ярмарке объектов дизайна крайне примечателен: он означает, что авангардный дизайн в России все-таки существует. Вернее, существовал в советскую эпоху. Редчайшие его артефакты с невероятным трудом и большой долей удачи были собраны Кристиной для базельской выставки. Чего стоит только советская фарфоровая скульптура соцреалиста Исидора Фрих-Хара "Побратимы", изображающая двух целующихся рабочих — русского и француза. И ведь это 1937 год! Или, например, деревянное кресло работы советского архитектора Бориса Иофана, созданное для знаменитого Дома на набережной, построенного им же напротив Кремля для советской элиты. Коллекционеры и журналисты на сегодняшнем открытии Design Miami буквально облепили стенд "Эритажа" — а ведь этих людей сложно чем-либо удивить. Даже "великая и ужасная" Ольга Свиблова не смогла удержаться и попросила зарезервировать для нее пару вещей.
Меня же удивить оказалось легко: оказывается, бывший мэр Москвы Юрий Лужков и его жена Елена Батурина не только пребывают в отличном здравии и благополучии, но и активно поддерживают молодых западных дизайнеров. Проспонсированная ими выставка BE Open занимает пол второго этажа Design Basel и представляет проекты молодых выпускников школ дизайна и архитектуры из многих стран мира (кроме России). Такой неожиданный поворот в карьере бывшей распорядительницы строительных бюджетов Москвы никак не комментируется ее представителями, однако пресс-агенты охотно рассказывают несведущим зарубежным журналистам о том, что Елена — успешная российская бизнесвумен и филантроп, успешно продавшая свою компанию и теперь вот решившая "поддерживать интеллектуальное развитие" на Западе. Чуть позже мне расшифровали и название BE Open: Baturina Elena Open — не забавно ли?
Оставив Кристину и Ксению на стенде "Эритажа" с потенциальными покупателями советской мебели, я решил рассмотреть экспонаты других галерей. В Carpenters gallery, как всегда, не мог налюбоваться креслом из плюшевых игрушек от братьев Кампана (34 000 евро). Оно, но из других игрушек и подешевле, было представлено в миланской галерее Dilmos. Здесь же мне понравился письменный стол со стулом, как будто изъеденный термитами, тоже работы братьев Кампана. Зачем такой нужен, осталось загадкой — но очень красиво.
На стенде парижской галереи Franck Laigneau запомнился фантастический кабинет из березы начала 30-х годов, выполненный в стиле пост-деко, общей стоимостью 350 000 евро. Такой мог бы стоять в кабинете Кристобаля Баленсиаги, но откуда именно этот, мне не сказали. В другой парижской галерее мне приглянулась пара инкрустированных кораллами сицилийских зеркал 1670 года, предлагавшихся за скромную цену 1 800 000 евро. На стенде нью-йоркской галереи Todd Meryll — фантазийные деревянные кресла плавных форм и необычные настенные скульптуры. Модные дизайнеры тоже в изобилии: Рон Арад, Марк Ньюсон и даже Рик Оуенс.
Несмотря на обилие потрясающих экспонатов, назвать торговлю бойкой было сложно. Среди многочисленных гостей VIP-октрытия ярмарки было мало видно главных ее участников, ради которых выставка, собственно, и устраивается — коллекционеров. Ни Романа Абрамовича, щедро скупающего самые редкие экспонаты, ни американского миллиардера Стивена Коена, ни Брэда Питта и Фарелла Уильямса, тоже любящих "прикупить дизайну", пока замечено не было. "Многие прилетают только сегодня, ровно к открытию ART Basel", — пояснила мне одна галеристка. Однако какие-то продажи состоялись и без крупных коллекционеров уже в первый час после открытия: на стенде датского дизайна, например, был продан очень милый гарнитур из двух кожаных кресел и дивана за 50 000 евро, а мадридская галерея продала набор из 4 стульев работы Жана Пруве за 42 000 евро.
Ближе к вечеру зал наполнился журналистами, и коллекционеров совсем не стало видно. Большинство из них отправились на закрытый ужин, организованный Захой Хадид в отеле Le Trois Rois, а остальные — на ужин Phillips De Pury. Завтра всех полным составом мы увидим на открытии Art Basel — об этом в моем следующем репортаже.
Миланская галеристка Нина Нилуфар — консультант по мебели Миуччи Прады
Кресло по дизайну братьев Кампана
Стенд галереи Carpenters
Сильвия Вентурини Фенди и Дельфина Деллетре Фенди
Фрагмент скульптуры Фрих Хара представленной галереей Эритаж
Мишель Лами
Мебель Рика Оуенса
Сицилийские зеркала 1670 года
Стенд галереи Todd Meryll New York
Стол и стул представленные миланской галереей Dilmos
Скульптура Николая Силиса "Конькобежцы" представленная галереей Эритаж
Герман Ларкин у скульптуры Фрих Хара 1937 представленной галереей Эритаж
Герман Ларкин на диване из цельного куска баобаба
Елена Батурина
Елена Батурина рассказывает журналистам о своем проекте Be Open
Юрий Лужков
Ксения Чилиннгарова на стенде галереи Dilmos
Кристина Краснянская, Ксения Чиллингарова и Яна Зубкова на стенде галереи Эритаж
Василий Горелов, Татьяна Сприк, Кристина Краснянская и Ксения Чиллингарова
Текст и фото: Герман Ларкин
12.06.12, 18:00