29 и 30 июня на новой сцене Большого театра пройдет Фестиваль всемирного балета — в Москве впервые представят балет Dream of Dream финского хореографа Йормы Эло, "Дивертисмент" Балета Сан-Франциско и "Дафнис и Хлою" Балета Монте-Карло, а также премьеру "Класической симфонии" Сергея Прокофьева в хореографии Юрия Посохова.
Проект-программа WWB@LLET.RU (по аналогии с названием World Wide Ballet) является инициативой художественного руководителя балетной труппы Большого театра Сергея Филина, и, как он не раз повторил на пресс-конференции, которая прошла в четверг в фойе ГАБТа, "это абсолютно моя идея. Если что-то пойдет не так, не стоит винить в этом весь Большой театр". Но есть ли повод для обвинений, когда труппа танцует четко и слаженно, когда о солистах балета Dream of Dream Филин говорит: "Я вообще не представляю, как они это делают", и когда над премьерными постановками фестиваля работают талантливейшие хореографы с мировым именем?
Главная идея этого балетного "мини-фестиваля", по словам Филина, в том, чтобы "стереть границы, показать, как труппа Большого развивается вместе с другими, представляя постановки на одной сцене, и показать, что мы можем и хотим работать вместе". WWB@LLET.RU запланирован как ежегодный и будет принимать постановки ведущих современных российских и зарубежных хореографов.
Хелги Томассон
Одной из главных премьер фестиваля является "Классическая симфония" в постановке бывшего премьера балета Большого театра Юрия Посохова, в настоящее время успешно работающего в качестве хореографа в труппе Сан-Франциско. В Большом Посохов несколько лет назад уже ставил два балета — "Маггритомания" и "Золушка". На этот раз москвичей ждет "Классическая симфония", которую Посохов посвятил своему учителю, выдающемуся педагогу классического танца Петру Антоновичу Пестову. По словам русского хореографа, когда Сергей Филин увидел запись премьеры "Классической симфонии" в Сан-Франциско, он сразу же предложил перенести спектакль на московскую сцену. "Было очень приятно получить такое предложение", — сказал Юрий Посохов.
Откроет программу фестиваля WWB@LLET.RU балет Сан-Франциско, регулярно гастролирующий по миру и славящийся за рубежом качеством и яркостью своих выступлений. На этот раз он привез постановку "Дивертисмент" в хореографии Хелги Томассона, Дэвида Бинтли, Эдварда Льянга и Кристофера Уилдона. Одна из самых сильных классических трупп США в этом году отмечает 80-летний юбилей, и, учитывая то, какую большую роль в ее творческой жизни русские играли и продолжают играть (у основания труппы стоял русский танцовщик Адольф Больм, а вышеупомянутый Юрий Посохов десять лет был ее премьером), такое тесное сотрудничество с Большим театром радостно для обеих сторон.
"Я в шестой раз в России, и для меня это счастье. Я танцевал здесь и считаю российскую публику лучшей публикой в мире. Мы представляем фрагменты балетов разных хореографов, которых мы приглашали в свой театр. Таким образом, у российского зрителя появится ясная картина нашего творчества", — сказал Хелги Томассон.
Жан-Кристоф Майо
Балет Монте-Карло уже 20 лет подряд возглавляет французский хореограф Жан-Кристоф Майо, автор как малых балетных форм, так и больших сюжетных балетов. В "Дафнисе и Хлое", с которым Майо приехал в Москву, хореограф обошелся без традиционных античных костюмов и эффектных элементов классического танца. Балет с античным сюжетом на музыку Мориса Равеля займет все второе отделение в программе WWB@LLET.RU, чтобы ярче представить русской публике хореографию Майо. "Мне всегда нравилось рассказывать истории, — сказал Жан-Кристоф Майо на пресс-конференции. — Оригинальный текст, по которому поставлен балет, восхитетелен, но моя задача — показать то, как человеческое тело может передать эмоции, заложенные в тексте, в данном случае чувство первой влюбленности. Мы привезли в Москву балет "Дафнис и Хлоя", потому что это балет, рожденный "Русскими сезонами".
Сергей Филин
Йорме Эло, с которым связывают свои надежды лучшие театры мира и который является в настоящее время хореографом Бостонского балета, показалось, что "музыка Рахманинова будет близка русским танцовщикам, она эмоционально наполнена". "Как я представляю, она об одиночестве..." — сказал Эло. И он не ошибся — одиннадцать человек, в течение тридцати семи минут "рассказывая" своими телами историю Dream of Dream, будто бы слились с великолепной музыкой и поведали зрителям историю о людях, буквально растворяющихся в любви, соседствующих с теми, кто существует с тяжким грузом одиночества. Для танцоров балет Dream of Dream это сложнейшая постановка как в физическом, так и в эмоциональном плане, а для творческого коллектива в целом — волнительная инновация, которой они так надеятся доставить удовольствие зрителям.
Йорма Эло и Филин неоднократно обсуждали возможность постановки балета на сцене Большого, и сейчас, хоть основной замысел и держится в тайне, эти планы начинают воплощаться в реальность. "Это будет сюжетный балет, остальные подробности мы пока не хотели бы раскрывать", — сказал на пресс-конференции Сергей Филин.
Йорма Эло
Текст: Дарья Горшкова
Фото: Александр Кунда
29.06.12, 15:45