Среди выставок, которые закрылись на время карантина, — «Будущее в прошлом» Татьяны Назаренко в ММОМА на Гоголевском бульваре. Это картины 2000–2010-х, в которых накопившиеся за советские годы переживания и катаклизмы 1990-х переданы через специфическую женскую оптику, а трагическое сочетается с житейским. Одиночество, мамлеевский сюрреализм и горькая доля, устоявшаяся в русском искусстве со времен Некрасова, в живописи Назаренко проступают острее, если сопоставить ее с цитатами из книг писательниц ее поколения. Разумеется, у российского феминизма конца 2010-х больше связи с американским, но возможно, когда настанет пора назвать предшественниц и проследить его истоки, женская проза и живопись Назаренко помогут лучше его понять.
На одной части картины художница изобразила мясников, разделывающих мясо, а на другой — военных, перед которыми лежат части человеческого тела. Работа появилась в начале 1990-х, во времена конфликтов на фоне развала СССР и войны в Чечне.
«И — ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА НЕИЗМЕННА! — <…>, ИБО ПОРОК, КАК И ВОЙНА, ОСТАЕТСЯ САМЫМ ЖИРНЫМ УДОБРЕНИЕМ ДЛЯ АЛЧНОЙ СВОЛОЧИ ЛЮБОГО НАРОДА»
Проект «Переход» был создан в 1995–1996 годах и знаменовал собой довольно неожиданное обращение художницы к технике живописи на фанерах. Фигуры в человеческий рост часто стоят так, что не понимаешь — настоящий перед тобой персонаж или нет. В основном это бездомные, попрошайки, люди из московских переходов и обыватели с улиц.
«ВЕДЬ ЛЮБАЯ СУДЬБА К ПОСТОРОННИМ ЛЮДЯМ — ЧЕМ ПОВЕРНУТА? КОНСПЕКТОМ. ОГЛАВЛЕНИЕМ… В ИНУЮ ЗАГЛЯНЕШЬ И ОТШАТНЕШЬСЯ ИСПУГАННО: КОМУ ОХОТА ЛЕЗТЬ ГОЛЫМИ РУКАМИ В ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ПРОВОДКУ ЭТОЙ ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ ЖИЗНИ.
«МЕНЯ ВСЕГДА НАСТОРАЖИВАЮТ ДВЕ ВЕЩИ: КОГДА ГОСУДАРСТВО ЗАНИМАЕТСЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНЬЮ ГРАЖДАН И КОГДА ДУХОВНЫЕ СИЛЫ ЗАНИМАЮТСЯ БИЗНЕСОМ С НАЛАЖЕННЫМИ ТОЛСТЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ПОТОКАМИ. НА ФИНАНСОВОМ СЛЕНГЕ ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ «БАБЛО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО»
«ЖЕНЩИНА СТАНОВИТСЯ ЖЕНЩИНОЙ НЕ ТОГДА, КОГДА ФИЗИОЛОГИЯ ВЗМАХНЕТ СВОЕЙ ДИРИЖЕРСКОЙ ПАЛОЧКОЙ, А ТОГДА, КОГДА ПОЧУВСТВУЕТ СОКРУШИТЕЛЬНУЮ ВЛАСТЬ НАД МУЖЧИНОЙ»
«СПОСОБЕН ЛИ МУЖЧИНА ДАТЬ ЖЕНЩИНЕ КОЛИЧЕСТВО ЛЮБВИ, КОМПЕНСИРУЮЩЕЕ ОТНЯТУЮ ВНУТРЕННЮЮ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ? ДАЖЕ ЕСЛИ ДА, ДАЖЕ ЕСЛИ НЕСКОЛЬКО МУЖЧИН СЛОЖАТСЯ В ЭТУ КАССУ И НАПОЛНЯТ ЕЕ ЗОЛОТОМ ОБОЖАНИЯ… ВСЕ РАВНО — Я У СЕБЯ ОДНА».
«МНЕ НЕ ХОЧЕТСЯ ПИСАТЬ КАРАНДАШОМ: СО ВРЕМЕНЕМ КАРАНДАШ СОТРЕТСЯ, ПИСЬМО УМРЕТ. ЛЕНА ГОВОРИТ, ЧТО ПИСЬМА ЛЮБВИ НАДО ПИСАТЬ КАРАНДАШОМ. ЧТОБЫ ПИСЬМО НЕ ПЕРЕЖИЛО ЧУВСТВА. „МОЕ ЧУВСТВО УМЕРЛО, ПРОШЛО, А ПИСЬМО, НАПИСАННОЕ ЧЕРНИЛАМИ, ЖИВЕТ“. НЕТ — ОНА НЕ ПРАВА. РАЗВЕ ГАМСУН МОЖЕТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ „ПАНА“, „ВИКТОРИИ“? „ПАН“ ПЕРЕЖИЛ ГАМСУНА, ЕГО МОЛОДОСТЬ. ГАМСУН — СТАРИК, А ЙОГАНЕСС ВСЕ ЕЩЕ МОЛОД, ВЛЮБЛЕН. ПИСЬМО ЛЮБВИ, МОЕ ПИСЬМО К ТЕБЕ — САМОЕ ЧИСТОЕ, САМОЕ ЦЕЛОМУДРЕННОЕ МОЕ ТВОРЧЕСТВО».
МУЖ И ЖЕНА ДОЛЖНЫ ЖИТЬ ВМЕСТЕ, БРАК НЕ МОЖЕТ ОСНОВЫВАТЬСЯ НА ПОЧТОВЫХ МАРКАХ.
Людмила Улицкая «Лестница Якова», 2015
Кульминационная часть выставки — проект «Фамильный альбом», над которым Назаренко работает последние годы. Масштабная серия связана с исследованием художницы истории собственной семьи, ее фотоархивом, письмами родственников. На протяжении многих лет, по признанию Назаренко, многие подробности жизни в семье не обсуждались.
«ОНА СКУЧАЛА НА ПРЕЗЕНТАЦИИ, ПЫТАЛАСЬ НАПИТЬСЯ, НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ. ПРИЯТЕЛЬНИЦА ОТВЕЗЛА ЕЕ ДОМОЙ ПО-ТЕМНОМУ. ПРИГОВАРИВАЯ: „АЛКОГОЛЬ ВЫЗЫВАЕТ КРАТКОВРЕМЕННОЕ РАСШИРЕНИЕ СОСУДОВ И КРУГА ДРУЗЕЙ…“ ЛИДА НОЧЕВАТЬ НЕ ВЕРНУЛАСЬ, КАРАВАНОВ ОТПУГИВАЮЩЕ ХРАПЕЛ. ОНА ГДЕ-ТО ЧИТАЛА, ЧТО ГРОМКИЙ ХРАП — ЭТО ВЫТЕСНЕННАЯ АГРЕССИЯ ПРОТИВ ПАРТНЕРА. И ДАЖЕ ЗАМЕЧАЛА, ЧТО ЧЕМ ХУЖЕ СТАНОВИЛИСЬ ИХ ОТНОШЕНИЯ, ТЕМ ГРОМЧЕ КАРАВАНОВ ХРАПЕЛ…»
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7