Выставка Татьяны Назаренко: женская проза жизни

Среди выставок, которые закрылись на время карантина, — «Будущее в прошлом» Татьяны Назаренко в ММОМА на Гоголевском бульваре. Это картины 2000–2010-х, в которых накопившиеся за советские годы переживания и катаклизмы 1990-х переданы через специфическую женскую оптику, а трагическое сочетается с житейским. Одиночество, мамлеевский сюрреализм и горькая доля, устоявшаяся в русском искусстве со времен Некрасова, в живописи Назаренко проступают острее, если сопоставить ее с цитатами из книг писательниц ее поколения. Разумеется, у российского феминизма конца 2010-х больше связи с американским, но возможно, когда настанет пора назвать предшественниц и проследить его истоки, женская проза и живопись Назаренко помогут лучше его понять.

Видео: оператор-монтажер - Чернюк Илья; продюсер - Садов Андрей

Мясники. Диптих
1991

На одной части картины художница изобразила мясников, разделывающих мясо, а на другой — военных, перед которыми лежат части человеческого тела. Работа появилась в начале 1990-х, во времена конфликтов на фоне развала СССР и войны в Чечне.

«И — ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА НЕИЗМЕННА! — <…>, ИБО ПОРОК, КАК И ВОЙНА, ОСТАЕТСЯ САМЫМ ЖИРНЫМ УДОБРЕНИЕМ ДЛЯ АЛЧНОЙ СВОЛОЧИ ЛЮБОГО НАРОДА»

Дина Рубина «Бабий ветер», 2017


Фигуры из проекта «Переход»

1995–1996

Проект «Переход» был создан в 1995–1996 годах и знаменовал собой довольно неожиданное обращение художницы к технике живописи на фанерах. Фигуры в человеческий рост часто стоят так, что не понимаешь — настоящий перед тобой персонаж или нет. В основном это бездомные, попрошайки, люди из московских переходов и обыватели с улиц.

«ВЕДЬ ЛЮБАЯ СУДЬБА К ПОСТОРОННИМ ЛЮДЯМ — ЧЕМ ПОВЕРНУТА? КОНСПЕКТОМ. ОГЛАВЛЕНИЕМ… В ИНУЮ ЗАГЛЯНЕШЬ И ОТШАТНЕШЬСЯ ИСПУГАННО: КОМУ ОХОТА ЛЕЗТЬ ГОЛЫМИ РУКАМИ В ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ПРОВОДКУ ЭТОЙ ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ ЖИЗНИ.

Дина Рубина «На солнечной стороне улицы», 2006


Московский стол
(фрагмент из новой версии)

1997/2020

«МЕНЯ ВСЕГДА НАСТОРАЖИВАЮТ ДВЕ ВЕЩИ: КОГДА ГОСУДАРСТВО ЗАНИМАЕТСЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНЬЮ ГРАЖДАН И КОГДА ДУХОВНЫЕ СИЛЫ ЗАНИМАЮТСЯ БИЗНЕСОМ С НАЛАЖЕННЫМИ ТОЛСТЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ПОТОКАМИ. НА ФИНАНСОВОМ СЛЕНГЕ ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ «БАБЛО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО»

Мария Арбатова «Дегустация Индии», 2008


Цирк на площади
2013

«ЖЕНЩИНА СТАНОВИТСЯ ЖЕНЩИНОЙ НЕ ТОГДА, КОГДА ФИЗИОЛОГИЯ ВЗМАХНЕТ СВОЕЙ ДИРИЖЕРСКОЙ ПАЛОЧКОЙ, А ТОГДА, КОГДА ПОЧУВСТВУЕТ СОКРУШИТЕЛЬНУЮ ВЛАСТЬ НАД МУЖЧИНОЙ»

Дина Рубина «Синдром Петрушки», 2010


Сюзанна и старцы

2003

«СПОСОБЕН ЛИ МУЖЧИНА ДАТЬ ЖЕНЩИНЕ КОЛИЧЕСТВО ЛЮБВИ, КОМПЕНСИРУЮЩЕЕ ОТНЯТУЮ ВНУТРЕННЮЮ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ? ДАЖЕ ЕСЛИ ДА, ДАЖЕ ЕСЛИ НЕСКОЛЬКО МУЖЧИН СЛОЖАТСЯ В ЭТУ КАССУ И НАПОЛНЯТ ЕЕ ЗОЛОТОМ ОБОЖАНИЯ… ВСЕ РАВНО — Я У СЕБЯ ОДНА».

Мария Арбатова «Меня зовут Женщина», 1999


Дедушкины письма. Из серии «Фамильный альбом»
2011

«МНЕ НЕ ХОЧЕТСЯ ПИСАТЬ КАРАНДАШОМ: СО ВРЕМЕНЕМ КАРАНДАШ СОТРЕТСЯ, ПИСЬМО УМРЕТ. ЛЕНА ГОВОРИТ, ЧТО ПИСЬМА ЛЮБВИ НАДО ПИСАТЬ КАРАНДАШОМ. ЧТОБЫ ПИСЬМО НЕ ПЕРЕЖИЛО ЧУВСТВА. „МОЕ ЧУВСТВО УМЕРЛО, ПРОШЛО, А ПИСЬМО, НАПИСАННОЕ ЧЕРНИЛАМИ, ЖИВЕТ“. НЕТ — ОНА НЕ ПРАВА. РАЗВЕ ГАМСУН МОЖЕТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ „ПАНА“, „ВИКТОРИИ“? „ПАН“ ПЕРЕЖИЛ ГАМСУНА, ЕГО МОЛОДОСТЬ. ГАМСУН — СТАРИК, А ЙОГАНЕСС ВСЕ ЕЩЕ МОЛОД, ВЛЮБЛЕН. ПИСЬМО ЛЮБВИ, МОЕ ПИСЬМО К ТЕБЕ — САМОЕ ЧИСТОЕ, САМОЕ ЦЕЛОМУДРЕННОЕ МОЕ ТВОРЧЕСТВО».

Людмила Улицкая «Лестница Якова», 2015


Памяти Карпинских. Из серии «Фамильный альбом»

2010

МУЖ И ЖЕНА ДОЛЖНЫ ЖИТЬ ВМЕСТЕ, БРАК НЕ МОЖЕТ ОСНОВЫВАТЬСЯ НА ПОЧТОВЫХ МАРКАХ.

Людмила Улицкая «Лестница Якова», 2015

Кульминационная часть выставки — проект «Фамильный альбом», над которым Назаренко работает последние годы. Масштабная серия связана с исследованием художницы истории собственной семьи, ее фотоархивом, письмами родственников. На протяжении многих лет, по признанию Назаренко, многие подробности жизни в семье не обсуждались.


Мужчины с водкой
2018

«ОНА СКУЧАЛА НА ПРЕЗЕНТАЦИИ, ПЫТАЛАСЬ НАПИТЬСЯ, НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ. ПРИЯТЕЛЬНИЦА ОТВЕЗЛА ЕЕ ДОМОЙ ПО-ТЕМНОМУ. ПРИГОВАРИВАЯ: „АЛКОГОЛЬ ВЫЗЫВАЕТ КРАТКОВРЕМЕННОЕ РАСШИРЕНИЕ СОСУДОВ И КРУГА ДРУЗЕЙ…“ ЛИДА НОЧЕВАТЬ НЕ ВЕРНУЛАСЬ, КАРАВАНОВ ОТПУГИВАЮЩЕ ХРАПЕЛ. ОНА ГДЕ-ТО ЧИТАЛА, ЧТО ГРОМКИЙ ХРАП — ЭТО ВЫТЕСНЕННАЯ АГРЕССИЯ ПРОТИВ ПАРТНЕРА. И ДАЖЕ ЗАМЕЧАЛА, ЧТО ЧЕМ ХУЖЕ СТАНОВИЛИСЬ ИХ ОТНОШЕНИЯ, ТЕМ ГРОМЧЕ КАРАВАНОВ ХРАПЕЛ…»

Мария Арбатова «Семилетка поиска», 2008