Известные пары, которые сделали искусство семейным делом
Расставание Романа Абрамовича и Дарьи Жуковой может огорчать или радовать обычных людей, вызывать целую волну конспирологических теорий у журналистов и их читателей, но оно точно не оставит спокойными любителей искусства. Главные ньюсмейкеры сталкиваются с шуткой про Романа Абрамовича и Марину Абрамович, волнуются за судьбу «Гаража» и гадают о том, кому достанутся шедевры — бог с ними, яхтами и виллами. Мы же рассказываем о любви к искусству влюбленных пар — самих Абрамовича и Жуковой и их современников.
Роман Абрамович и Даша Жукова
Статус: расстались
Рынок современного искусства не зря часто называют самым теневым рынком из всех возможных (и легальных): закрытые показы лучших шедевров, анонимные покупки через интернет топовых лотов, неожиданные игроки, которые никогда не показываются в залах. Отследить частные коллекции тоже занятие не из простых, не все готовы «засвечивать» работы даже на выставках в крупных музеях. Тем не менее в коллекции Романа и Дарьи шедевров точно немало, среди них «Триптих» Фрэнсиса Бэкона (купленный за рекордные 86 млн долларов) и Люсьен Фрейд за 33,6 млн долларов — хороший вкус в категории «контемпорари» стабильно обеспечивает Абрамовичу место в списке «топ-200 коллекционеров» по версии авторитетного портала Artnews.
Не отстает от него и Дарья: проводит в «Гараже» выставки Луизы Буржуа и Такаси Мураками, отдает здание музея на перестройку Рему Колхасу и дружит с главным куратором современного искусства Хансом-Ульрихом Обристом. В итоге ей удается открывать современное искусство не только москвичам, но и всей России.
Роман Абрамович и Дарья Жукова. Фрэнсис Бэкон, «Триптих». Люсьен Фрейд, «Спящая социальная работница»
Питер Брант и Стефани Сеймур
Статус: неизвестно
Заказать скульптуру своей жены одному из главных современных художников — не проблема для издателя журнала Interview Питера Бранта. Речь, впрочем, о двух не менее важных участниках — послужившей моделью Стефани Сеймур и Маурицио Каттелане, главном мастере восковых фигур сегодняшнего дня. Будучи в гостях у Бранта в 2002-м, Маурицио пошутил насчет того, что Сеймур — трофей для Бранта, и изобразил топ-модель в духе охотничьих оленьих голов, прикрывающей голую грудь руками. Впоследствии работу в шутку прозвали «Трофейной женой», но после расставания она ушла в чужие руки. В 2010-м пара подала на развод, в этом же году «Трофейная жена» украсила обложку одного из каталогов аукционного дома Phillips, а впоследствии стала собственностью Франсуа Пино. Сам развод был не менее громким, чем хайп от работы Каттелана: десятки тысяч долларов в качестве гонораров адвокатам, обвинения во всех возможных грехах и неожиданный финал драмы — тихое примирение супругов. Тем не менее во время прошлогоднего суда за пьяное вождение муж вошел в зал отдельно от мисс Сеймур, а спустя полгода их видели мило прогуливающимися вместе с дочерью на Сен-Бартс. Вопрос, вместе ли супруги на самом деле или только формально, остается открытым, но их личная жизнь определенно оскуднела на предмет эксцентричных выходок, в том числе и в арт-среде. Пресса не устает следить за младшими Брантами: они то завоевывают звание первых красавцев, то дерутся с полицейскими в аэропорту и, как и родители, попадают под следствие.
Питер Брант и Стефани Сеймур. Маурицио Каттелане, «Трофейная жена»
Леон и Дебра Блэк
Статус: вместе
Инвестбанкира и филантропа Леона Блэка знают не только читатели The Wall Street Journal, но и любители экспрессионизма: в 2012-м он купил знаменитый «Крик» Эдварда Мунка за 120 млн долларов на Sotheby’s. Это единственная из четырех версий картины, которая находится у частного коллекционера; еще одна находится в Национальном музее в Осло, две других — в Музее Мунка. Впрочем, Блэк любит не только модернистов — в 2013-м он купил «Голову молодого апостола» Рафаэля, а в 2015-м — Вавилонский Талмуд еврейского первопечатника XVI века Даниэля Бомберга. Имя Дебры в большей степени фигурирует вместе с Леоном: супругов объединяют не только чувства, но и широкие вкусы в искусстве.
Леон и Дебра Блэк. Эдвард Мунк, «Крик». Рафаэль Санти, «Голова молодого апостола»
Стивен и Александра Коэн
Статус: вместе
Покупатель знаменитой акулы Херста (экспонат, как известно, протух и был заменен), Стивен Коэн собрал вместе со своей женой практически настоящий музей, которому поражается даже дилер Ларри Гагосян, который и сам регулярно с ним сотрудничает. В коллекции Коэна —Пикассо, «Собака» Джеффа Кунса, «Флаг» Джаспера Джонса, а также Джакометти, де Кунинг и Питер Доиг. Вся коллекция оценивается в миллиард, а Стивен фигурирует во всех списках совместно с супругой Александрой, их фонд регулярно жертвует значительные суммы на поддержку МоМА, Метрополитен-музея и Музея Гуггенхайма.
Стивен и Александра Коэн. Джефф Кунс, «Собака». Джаспер Джонс, «Флаг»
Элен и Бернар Арно
Статус: вместе
Глава LMVH известен своей любовью к прекрасному — и не только созданием Fondation Louis Vuitton в Булонском лесу, где одновременно выставляют все шедевры коллекции Щукина, но и в прямом смысле слова соединением моды и искусства. Собираемые им художники сотрудничают с его же брендами, как Такаши Мураками или Джефф Кунс с Louis Vuitton, а Арно за прошедшие десятилетия стал настоящим патроном искусств. В собственной коллекции — Ив Кляйн, Пикассо, Генри Мур и Энди Уорхол. С 1990 по 2003-й ему также принадлежал аукционный дом Phillips, который впоследствии был частично продан дому Bonhams, а затем целиком — российскому холдингу Mercury.
Элен и Бернар Арно. Пабло Пикассо, «Три женщины». Ив Кляйн, «Синяя губка»
09.08.17, 20:05