Уже почти год как мы перестали наслаждаться излюбленным ритуалом — путешествиями за выставками, арт-ярмарками и биеннале. Сказать, что мы скучаем, — ничего не сказать. К нашим мечтам о том, куда бы поехать, когда будет можно все, подключились галеристы, арт-консультанты и коллекционеры. Вот их советы о том, какие международные выставки посетить первым делом, а также на кого из художников стоит обратить особое внимание в этом году.
основательница и директор ярмарки Cosmoscow
На 2021 год перенеслось так много событий, что нам надо будет объять необъятное. В Москве прогремят проекты классиков Билла Виолы и Микеланджело Пистолетто, в Петербурге пройдет долгожданная выставка известного представителя Young British Artists Марка Куинна. Давно слежу за творчеством этой группы и горжусь, что в моей коллекции есть работа ее представительницы Трейси Эмин.
С нетерпением жду летних открытий в музее «Гараж». Его проекты всегда становятся событиями сезона. В этом году такая судьба ждет «Службу времени. О природе длительности, преодоления и аффекта» и выставку немецкого художника Томаса Деманда. А в сентябре мы приглашаем всех ценителей современного искусства на нашу ярмарку Cosmoscow. После нее можно дружно отправиться на Уральскую биеннале в Екатеринбург, у которой в этом году интригующая тема «Время обнимать и уклоняться от объятий».
Как истинный любитель классического искусства я постараюсь не пропустить выставки Вермеера, Дюрера и Боттичелли. Также мечтаю отправиться на оперный фестиваль Aix-en-Provence. Хочется верить, что границы будут открыты.
заместитель директора по экспозиционно-выставочной работе ММОМА, комиссар Московской международной биеннале молодого искусства
Паузы и переносы 2020 года сделали ожидание будущих проектов особенно жадным. Планы на 2021-й уже можно строить, и вписанных в мой календарь событий все больше и больше. Это и «упаковка» Триумфальной арки в Париже Христо и Жанной-Клод, и Ян Вермеер в Дрездене, и Сандро Боттичелли в Музее Жакмар-Андре. К сожалению, многие анонсы остаются подвижными: так, первую выставку Мартина Маржелы в Lafayette Anticipations уже перенесли с апреля на осень, а два больших проекта Анне Имхов «Carte blanche» в парижском Palais de Tokyo и в Государственном музее искусств Копенгагена пока не имеют точных дат.
Отдельно отмечу скопление важнейших биеннальных проектов: перенесённая с 2020 года 11-я Ливерпульская биеннале должна стартовать уже в марте; одна из старейших в мире 34-я Биеннале в Сан-Паулу с бодрым названием «Though it’s dark, still I sing» все же запустилась в 2020-м, но превратилась в сложносочиненный набор проектов, переместив главную выставку на сентябрь 2021-го. В это же время ставшая за год главным местом русского туризма Турция открывает 17-ю Стамбульскую биеннале. Две самые посещаемые биеннале обещают принять зрителей весной — Венецианская архитектурная и 13-я биеннале в южнокорейском Кванджу, где среди участников заявлена российская художница Александра Сухарева.
В наших границах жду осенние проекты — 6-ю Уральскую индустриальную Биеннале современного искусства в Екатеринбурге, выставку Томаса Деманда в «Гараже», ретроспективу группы «Чемпионы мира» в MMOMA и долгожданные запуски ГЭС-2 и Политехнического музея.
соосновательница галереи Window Project
Несмотря ни на какие ограничения, мы, галеристы, продолжаем работать и отправлять заявки на участие в международных арт-ярмарках. Я больше всего соскучились по Art Basel. Уже известно, что ее и Liste перенесли на сентябрь, и мы надеемся, что речь идет об офлайн-формате, что нас примут даже в такой непростой период. Мы ждем чуда.
Кстати, о чудесах. Определенно, стоит поговорить о динамике развития художественной карьеры во время пандемии. Например, о художнице Русудан Хизанишвили, которую мы успешно представили в этом году на Cosmoscow. Ее персональная выставка получила очень достойные отзывы и только что закончилась в берлинской галерее 68Projects. 2 марта мы открываем в Cube.Moscow групповую выставку «Fragile?», где будут представлены работы Русудан. 13 марта в Неаполе в галерее Annarumma открывается ее следующая выставка, и в этом же месяце Kornfield Gallery представит ее работы на Art Dubai. В мае пройдет ее персональная выставка в галерее Window Project в Тбилиси, после чего художница уезжает в арт-резиденцию Danny Cabin в Лос-Анджелес. История Русудан — о том, как трудоголизм и ежедневная устойчивая работа над собой не дают человеку впасть в уныние, заставляют подстраиваться под новую реальность, а также использовать кризисные моменты для развития.
Второй пример — Алексей Дубинский, чьи работы мы успешно представили в Тбилиси, куратором проекта выступил итальянец Доменико де Кирико. С огромным успехом галерея «Триумф» выставила его работы на blazar, а сейчас он представлен у нас в Cube. В апреле пройдет персональная выставка художника в ММОМА, а в июне — в Тбилиси в галерее Window Project.
основатель галереи Lazy Mike
У меня есть буквально физическая потребность съездить в Базель, в эту мекку искусства, и убедиться в том, что арт-рынок еще жив. Это невероятно важное событие, которое может вернуть веру в прекрасное, но пока живем мы только мечтами. Еще очень хотелось бы посетить Японию и изучить местную культурную сцену. Рынок искусства в этой стране по-прежнему мало изучен и не особо известен в мировом масштабе.
Обратить внимание советую на работы Эбечо Муслимовой, в этом году у неё откроется выставка в Drawing Center в Нью-Йорке. Эбечо — замечательная, ироничная художница, создавшая прекрасный образ своего альтер-эго. Также интересны работы Романа Манихина: во-первых, они оптимистичны, что необычно для локального контекста, а во-вторых, его пока можно успеть купить по демократичным ценам. Еще на меня произвели впечатление участники выставки Genesis Tremaine, которая сейчас проходит в музее Rubell в Майами. Экспозиция состоит из живописи, ставшей результатом шестинедельной арт-резиденции музея. Думаю, сейчас к этим художникам будет приковано внимание многих коллекционеров и музеев.
основательница Alina Pinsky Gallery
Одним из главных арт-событий в этом году для меня, определенно, станет выставка Михаила Чернышова, одного из ключевых российских художников второй половины ХХ века, которая пройдет в моей галерее. Это будет ретроспектива музейного уровня с живописью и графикой, начиная с 1960-х.
Если говорить о зарубежных событиях, то очень жду Art Basel, если он все-таки состоится. Также интересно посмотреть обновлённую архитектором Тадао Андо Парижскую биржу с коллекцией Франсуа Пино. Ну и, конечно, сопоставимый по значимый с парижским – долгожданный московский проект ГЭС-2.
куратор и директор LH Art Consultancy
Если удариться в мечты и представить, что границы открываются и можно лететь куда угодно, то первым делом я отправлюсь в Берлин в галереи Robert Grunenberg, Konig Galerie, а в марте в Gropius Bau — на ретроспективу Яей Кусамы. Потом сразу в Париж на выставку Мэтта Копсона в галерее High Art и ретроспективу Синди Шерман в LV Fondation.
Но больше всего я скучаю по международным ярмаркам. Если все сложится, то в сентябре мы все окажемся в Базеле. Это событие я никогда не пропускаю и, наверное, больше всего скучаю именно по нему. Там концентрация всего лучшего в одном месте. Довольно сложно подбирать искусство через Online Viewing Room, очень хочется уже все видеть вживую, встретиться с иностранными галеристами, коллекционерами и художниками.
Из российских событий я очень жду выставку Микеланджело Пистолетто в ММОМА летом, а также выставку Марка Куинна в Эрмитаже, в апреле. В сентябре должны состояться ярмарки Cosmoscow и Уральская индустриальная биеннале современного искусства — это must see.
Обращать внимание я все так же советую на молодых российских художников, которым в пандемию как никогда нужна наша поддержка, например, на Богдана Широкова, Влада Зорина, Александра Гордеева и Евгения Гранильщикова.
Другие истории
Подборка Buro 24/7