Колумнист BURO. и искусствовед Анастасия Постригай рассказывает, почему живописный портрет по-прежнему интереснее селфи.
колумнист BURO., искусствовед, галерист и ректор Академии Op Pop Art
Когда-то Павел Третьяков создал целую портретную галерею, чтобы потомки знали Толстого, Мусоргского или Чехова в лицо. Он заказывал портреты художникам, приобретал их — холст тогда еще был самым надежным «носителем». Сейчас все иначе, конечно. У каждого из нас есть тонны селфи и фотографий друзей и родных. А на счету каждой знаменитости — десятки фотосессий. Но устарел ли от этого жанр живописного портрета? С одной стороны, сейчас не так много художников, которые работают в этой нише. С другой, хороший мастер раскроет в портрете куда больше, чем камера айфона.
На современном арт-рынке на слуху оказываются, как всегда, самые спорные примеры. Наверняка помните майский скандал вокруг первого официального портрета Карла III. Этот портрет — важное событие, такой давний способ утвердить короля в его власти. Именно поэтому и возник шум из-за работы Джонатана Йео: сплошное красное зарево под цвет валлийской униформы короля, и только лицо и руки контрастируют с этим фоном. Еще бабочка у плеча виднеется — символ преображения принца в монарха.
Кому томатный суп вместо картины, а кому — и смелый шаг. Ведь в жизни монархии все подчиняется многовековым традициям, и такой неканоничный официальный портрет — почти что Anarchy in UK. Точнее, вероятно, способ омолодить лицо этой самой монархии, которая молодежи уже начинает казаться атавизмом. Такой посыл сложно передать через фотографию — не позировать же королю в шортах и сандалиях.
Жанр портрета все больше стряхивает парадность и официоз, это факт. Кстати, очень интересный опыт — позволить художнику написать портрет, найти что-то, что видно только извне. Я уверена, что в этом нет нарциссизма, и не надо быть королем, чтобы попробовать посмотреть на себя со стороны. Ну и заодно оставить потомкам портрет на память — почему нет! В такой работе воплощается и вкус заказчика: человек же не просто так выбирает художника. Он ищет того, чья эстетика ему ближе.
Честно скажу, у меня есть мечта: я очень хотела бы, чтобы мой портрет написала российская художница Дарья Гитманович. Пока я не нашла другого художника, которому бы доверила эту работу, чтобы получилось со вкусом и не «дорого-богато». Мне ее картины немного напоминают стиль рококо и героинь Фрагонара: такие невесомые модные девушки, пойманные в момент романтичной задумчивости. Но при этом без завитушек и приторности того самого рококо! Работы Гитманович очень хорошо смотрятся в интерьере — я уже прямо вижу, как в новой квартире, где будет больше места для картин, повешу такой портрет. У этих работ нет вайба фамильного поместья и old money, визуал нормально вписывается в обычную городскую жизнь.
Другая молодая российская художница, Александра Бетеева, портретами не ограничивается, но им она уделяет много внимания. Она окончила Лондонский университет искусств и работает в разных техниках. Сейчас на российском арт-рынке в тренде тема детства и воспоминаний, это было очень заметно по ярмарке Blazar. И вот как раз у Бетеевой из свежих работ есть очаровательная карандашная серия — комбо фотографичных портретов и схематичного фона, напоминающего детские рисунки.
Калининградские художники — братья-близнецы Антон и Алексей Яковлевы — создают визуальные дневники в стилистике наивного искусства. Они пишут портреты знакомых и друзей, гостей мастерской или подмечают интересные типажи на улице. Недавно в Cube, в пространстве которого работает галерея Postrigay Gallery, на площадке 159F Gallerie прошла двойная выставка Яковлевых «Знакомое лицо». И название проекта очень точное. Хочется долго-долго вглядываться в лица этих незнакомцев. Они с таким теплом изображены братьями, что даже чужой человек вроде бы уже становится не таким чужим.
Расскажу вам еще об одной российской художнице — Елизавете Тульчинской. Она исследует тему трансформации человека и его реальности по мере того, как развиваются технологии. Поэтому неизбежно в ее работах появляются и портреты, но они уже на границе фигуратива и абстракции. Речь скорее не о конкретных персонах, а о всем человечестве в одном лице.
Портреты как способ оставить свой след в веках, возможно, уже утратили прежнюю актуальность. Их перестали писать в таких количествах, как это было еще в XIX веке, но жанр стал, что ли, теплее и ближе к нам. Сейчас это еще одна форма высказывания художника, а для нас, зрителей, — возможность вглядеться в ближнего своего или даже в самого себя.
09.10.24, 13:53
Другие истории
Подборка Buro 24/7