«Позволить художнику вглядеться в себя»: Анастасия Постригай — о том, как раскрывается жанр портрета в современном искусстве

Колумнист BURO. и искусствовед Анастасия Постригай рассказывает, почему живописный портрет по-прежнему интереснее селфи.

Анастасия Постригай

колумнист BURO., искусствовед, галерист и ректор Академии Op Pop Art

Когда-то Павел Третьяков создал целую портретную галерею, чтобы потомки знали Толстого, Мусоргского или Чехова в лицо. Он заказывал портреты художникам, приобретал их — холст тогда еще был самым надежным «носителем». Сейчас все иначе, конечно. У каждого из нас есть тонны селфи и фотографий друзей и родных. А на счету каждой знаменитости — десятки фотосессий. Но устарел ли от этого жанр живописного портрета? С одной стороны, сейчас не так много художников, которые работают в этой нише. С другой, хороший мастер раскроет в портрете куда больше, чем камера айфона.

На современном арт-рынке на слуху оказываются, как всегда, самые спорные примеры. Наверняка помните майский скандал вокруг первого официального портрета Карла III. Этот портрет — важное событие, такой давний способ утвердить короля в его власти. Именно поэтому и возник шум из-за работы Джонатана Йео: сплошное красное зарево под цвет валлийской униформы короля, и только лицо и руки контрастируют с этим фоном. Еще бабочка у плеча виднеется — символ преображения принца в монарха.

Джонатан Йео «Портрет его величества короля Карла III», 2024

Кому томатный суп вместо картины, а кому — и смелый шаг. Ведь в жизни монархии все подчиняется многовековым традициям, и такой неканоничный официальный портрет — почти что Anarchy in UK. Точнее, вероятно, способ омолодить лицо этой самой монархии, которая молодежи уже начинает казаться атавизмом. Такой посыл сложно передать через фотографию — не позировать же королю в шортах и сандалиях.

Жанр портрета все больше стряхивает парадность и официоз, это факт. Кстати, очень интересный опыт — позволить художнику написать портрет, найти что-то, что видно только извне. Я уверена, что в этом нет нарциссизма, и не надо быть королем, чтобы попробовать посмотреть на себя со стороны. Ну и заодно оставить потомкам портрет на память — почему нет! В такой работе воплощается и вкус заказчика: человек же не просто так выбирает художника. Он ищет того, чья эстетика ему ближе.

Честно скажу, у меня есть мечта: я очень хотела бы, чтобы мой портрет написала российская художница Дарья Гитманович. Пока я не нашла другого художника, которому бы доверила эту работу, чтобы получилось со вкусом и не «дорого-богато». Мне ее картины немного напоминают стиль рококо и героинь Фрагонара: такие невесомые модные девушки, пойманные в момент романтичной задумчивости. Но при этом без завитушек и приторности того самого рококо! Работы Гитманович очень хорошо смотрятся в интерьере — я уже прямо вижу, как в новой квартире, где будет больше места для картин, повешу такой портрет. У этих работ нет вайба фамильного поместья и old money, визуал нормально вписывается в обычную городскую жизнь.

Дарья Гитманович, «Дрис I», 2022

Дарья Гитманович, Pink Top, 2022

Другая молодая российская художница, Александра Бетеева, портретами не ограничивается, но им она уделяет много внимания. Она окончила Лондонский университет искусств и работает в разных техниках. Сейчас на российском арт-рынке в тренде тема детства и воспоминаний, это было очень заметно по ярмарке Blazar. И вот как раз у Бетеевой из свежих работ есть очаровательная карандашная серия — комбо фотографичных портретов и схематичного фона, напоминающего детские рисунки.

Александра Бетеева, To live outside the storms?, 2023
Александра Бетеева, Hide-and-seek, 2023

Калининградские художники — братья-близнецы Антон и Алексей Яковлевы — создают визуальные дневники в стилистике наивного искусства. Они пишут портреты знакомых и друзей, гостей мастерской или подмечают интересные типажи на улице. Недавно в Cube, в пространстве которого работает галерея Postrigay Gallery, на площадке 159F Gallerie прошла двойная выставка Яковлевых «Знакомое лицо». И название проекта очень точное. Хочется долго-долго вглядываться в лица этих незнакомцев. Они с таким теплом изображены братьями, что даже чужой человек вроде бы уже становится не таким чужим.

Антон Яковлев, «Молодой человек с камерой», 2022

Алексей Яковлев, «Остывший чай», 2022

Расскажу вам еще об одной российской художнице — Елизавете Тульчинской. Она исследует тему трансформации человека и его реальности по мере того, как развиваются технологии. Поэтому неизбежно в ее работах появляются и портреты, но они уже на границе фигуратива и абстракции. Речь скорее не о конкретных персонах, а о всем человечестве в одном лице.

Елизавета Тульчинская, картина из серии «Мерцание», 2024
Елизавета Тульчинская, «Деформация. Человек», 2022

Портреты как способ оставить свой след в веках, возможно, уже утратили прежнюю актуальность. Их перестали писать в таких количествах, как это было еще в XIX веке, но жанр стал, что ли, теплее и ближе к нам. Сейчас это еще одна форма высказывания художника, а для нас, зрителей, — возможность вглядеться в ближнего своего или даже в самого себя.

09.10.24, 13:53