Фотографии и видео в портретном жанре
С 29 июня по 8 октября Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке проводит ретроспективную выставку голландского фотографа Ринеке Дикстры. С самого начала девяностых она создавала фотографии и видеоработы, отдавая предпочтение портретному жанру. Ее широкоформатные цветные фотографии обычно посвящены молодежи и их увлечениям и, как отмечает куратор выставки Дженнифер Блессинг, отсылают к датской живописи XVII века своей гаммой и визуальной остротой. Работы Ринеке отличает минимум контекстных деталей: все внимание сфокусировано на связи между фотографом и объектом, на который направлен объектив, а также на взаимодействии между работой и зрителем. Ретроспектива Дикстры включает в себя более семидесяти снимков и пять видеоработ, которые накопились к середине ее карьеры и которые дают самое точное представление о ее творчестве.
Дикстра создает серии фотографий и видео, посвященных той или иной теме, и может работать над ними на протяжении долгих лет. Все началось с того, что фотограф в 1992 году стала делать портреты подростков на фоне пляжей, и за десять лет работы над циклом Beach Portraits (1992–2002) девушка успела объехать самые разные морские берега, от Южной Каролины до Польши и Украины. Она старалась уловила тот момент, когда подросток находится на границе превращения во взрослого, а также яркие черты каждого из юных героев. Среди других серий Ринеке Дикстры — портреты только что родивших матерей, фотографии тореодоров сразу после того, как они покинули арену, и многие другие. Она предпочитает ловить мгновение, когда человек выглядит естественным, настоящим, избегая надуманных и искусственных поз.
Работать над одной концепцией в течение нескольких месяцев или лет привычно для Дикстры: одной из таких эпопей стала Almerisa, начавшаяся в 1994 году со снимка боснийской девочки в датском центре для беженцев. Затем фотограф работала в армии Израиля, где сделала серии снимков одних и тех же женщин после призыва на военную службу и в их обычной жизни, и мужчин — в военной форме сразу после учений, а затем в штатском.
Что касается видеоработ, представленных в Гуггенхайме, в них Дикстра обыгрывает тему подростковых увлечений и самовыражения, от клубов и танцев до живописи Пикассо. Тему ночной жизни в 1996-1997 годах открыла работа In The Buzz Club, Liverpool, UK/ Mystery World, Zaandam, NL и продолжила The Krazyhouse (Megan, Simon, Nicky, Philip, Dee), Liverpool, UK в 2009, а Пикассо посвящены видео о группе школьников, обсуждающих творчество испанского хужожника A Woman Crying (Weeping Woman) 2009 года и Ruth Drawing Picasso (2009) — о девушке, делающей набросок с его шедевра.
Текст: Дарья Горшкова
03.07.12, 17:15
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7