Молодое искусство на московской биеннале

Открытие основного проекта в ЦДХ

"Под солнцем из мишуры" — так гласит девиз III Международнародной биеннале молодого искусства, которая 10 июля открылась в Центральном доме художника (ЦДХ) и собрала в его стенах десятки скульптур, видеоработ и инсталляций из разных стран мира. Он отражает проблему, ставшую ключевой в концепции проекта — неразличимость "подлинного" и "поддельного", потеря собственной идентичности в условиях ускоренной медиализации современного мира. В главный (основной) проект вошли работы 80 авторов — отдельных художников и творческих коллективов из 33 стран, от Германии и США до Индонезии и ЮАР. Из них — 11 авторов из России. 

Несмотря на жизненные различия, у всех этих художников, по словам главного куратора биеннале Катрин Беккер, есть много общего: их отношение к реальности. "Если задуматься о том, когда родились и выросли эти художники, а это 70-80-е года, можно отметить их особенный подход к реальности. Они родились в постидеологическую эпоху, когда пришел конец всем постмодернистским течениям и холодной войне, а также когда не было интернета", — сказала искусствовед, глава Видеофорума Новой берлинской ассоциации искусств и главный куратор. Беккер провела экскурсию по масштабной экспозиции и рассказала почти о каждом из представленных произведений. 

Катрин Беккер

Она показала "вязальную машину" венской художницы Юдит Фегерль, работу малазийских художников: висящие в ряд стремена, седла и лошадиные хвосты как иллюзия идущих друг за другом невидимых лошадей, серию фотографий "Люди без территории" Анастасии Хорошиловой, показывающую мигрантов с закрытыми глазами "как, возможно, аллегорией того внутреннего мира, что есть в каждом из нас", и работу немецкого художника Фрэнсиса Хангера, основанную на фильмах советского кинорежиссера Дзиги Вертова.

Разрушенные книги Аслана Гайсумова, с помощью которых автор говорит о войне, "пейзажи" Юргенды Фрайгд, которые девушка анализирует научным образом и превращает в схемы, работа немца Лукаса Вофера "Дом на проспекте", находящаяся на грани между архитектурой и урбанистическим дизайном — все это и многое другое демонстрируют сегодня залы ЦДХ. 

Настоящее разнообразие предметов искусства можно было наблюдать уже на открытии основного проекта в ЦДХ (а ведь есть еще масшабная Параллельная программа, Стратегический проект, стартующий сегодня в ММОМА и ГЦСИ, образовательная программа и многое другое). Согласно кураторской концепции, задачей биеннале было показать актуальную панораму молодого искусства. Пространство Центрального Дома Художника на время биеннале изменилось до неузнаваемости — там появился интерьер с деревянной структурой и комнаты для показа видеоработ (которых в рамках основного проекта участвует очень много), спроектированные архитекторами Сергеем Ситаром и Алексеем Кононенко. Все многообразие современной художественной мысли в ЦДХ можно оценить до 10 августа. В примыкающем к нему парке "Музеон" продолжит раскрываться концепция "Подлинного и поддельного" — там будет работать открытый кинотеатр со специальной подборкой лент на эту тему.

Катрин Беккер

Текст: Дарья Горшкова
Фото: Сергей Аутраш 

11.07.12, 15:15