На сцене театра имени Станиславского и Немировича-Данченко
В разгар V летнего фестиваля оперы на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко вышла премьера балета Делиба "Коппелия" в постановке Ролана Пети. Первые два спектакля главную роль исполнял постановщик спектакля итальянец Луиджи Бонино, а 27 июля роль Коппелиуса исполнит Антон Домашев, что наверняка сделает спектакль по-новому ярким и позволит считать 27 июля датой еще одной полноценной премьеры.
Сказки Гофмана появляются в афише Московского музыкального театра не первый раз. Во-первых, "Щелкунчик", куда же без него. Во-вторых, опера "Сказки Гофмана" Жака Оффенбаха, которая в прошлом сезоне получила пять номинаций и две награды на "Золотой маске". Теперь на сцене театра сосуществуют два гофмановских персонажа: оперный бас-злодей принес театру и исполняющему партию Коппелиуса Дмитрию Степановичу номинацию на лучшую мужскую роль в опере, а Коппелиус как лирико-трагический балетный мастер по ожившим куклам скоро воплотился в Антоне Домашеве, и это должно стать не менее ярким событием.
Песочный человек, которого Гофман связывает с адвокатом-механиком-оптиком Коппелиусом, в немецком фольклоре неоднозначный персонаж. Иногда он представляется злодеем, кидающим в глаза непослушным детям песок, а иногда его звездная пыль заставляет слипаться глазки и приносит добрые сны. Каждый видит в легенде то, что ему по душе. Опера как драматический жанр пошла дословно вслед за Гофманом и сделала Коппелиуса страшным, зловещим и превращающим драму в катастрофу. Балет предпочитает лирические истории, счастливую любовь и оптимистичные развязки, и потому музыка Делиба делает танцующего Коппелиуса героем лирическим, капельку смешным и немного трагичным.
Луиджи Бонино. Ученик Ролана Пети, танцовщик, хореограф-постановщик
Сочетание противоположного всегда создает эффект объема. Ролан Пети в 1975 году в Марселе создавал "Коппелию" для своего театра, и главную роль профессора механика задумывал для самого себя. Пети выходил на сцену Коппелиусом вплоть до 70 лет, хотя передал роль ученику и другу Луиджи Бонино вскоре после постановки. Трагический замысел главного персонажа завуалирован и подчеркнут юмористическим настроем балета-пантомимы. Главная героиня демонстрирует свою красоту выполнением "обязательной программы" из прыжков, вращений и па, перемежая их бытовым кокетством, ее подружки разбавляют классические балетные элементы деталями из эстетики кабаре, а солдаты маршируют так утрированно громко, будто пытаются передразнить неизбежный для классического балета стук деревянных пуантов о деревянную сцену.
То, что самую сокровенную партию Бонино доверил Антону Домашеву, не удивило любителей Московского музыкального театра. Заслуженный артист России Домашев большой мастер характерных ролей. Помимо яркого списка любимых балетоманами классических балетных партий он также танцует в опере. "Пиковая дама", "Летучая мышь" — Антон настолько тщательно подходит к своим ролям, что трудится выучивать слова, которые поет хор, и делать вид, что не только пластически принимает участие в спектакле.
Каждое представление летнего фестиваля оперы на сцене Театра Станиславского и Немировича-Данченко — событие. Но эта балетная премьера может затмить оперные лавры.
Балет "Коппелия" в хореографии Ролана Пети в Aalto Theatre (Эссен, Германия)
Текст: Екатерина Чудакова
Фото: itogi.ru, adelinepastor.com, stanislavskymusic.ru
24.07.12, 18:30
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7