Современное искусство во всей своей красе
В швейцарский Базель со всего мира съехались галеристы, кураторы, критики, коллекционеры и любители современного искусства. Причина тому — стартовавшая вчера в городе ярмарка Art Basel, стабильно привлекающая миллионы заинтересованных. С места событий рассказываем вам, что интересного приготовил 46-й по счету Art Basel
На сравнительно небольшой городок в часе езды от Цюриха ежегодно приходится невероятное количество различных культурных и модных событий. От открытия очередного ювелирного или часового салона до презентации фонда искусств, ну и конечно же, до ежегодной ярмарки Art Basel, параллельно с основной программой которой проходит сразу несколько независимых шоу.
К большой книге, повествующей о 45-летней деятельности Art Basel (ее здесь получают все крупные коллекционеры) вступление написала Сара Торнтон, автор нашумевшего бестселлера о современных художниках «7 дней в искусстве». Начинается оно так: «Главная валюта в мире искусства — это не доллары, не фунты, не швейцарские франки, не рубли и не китайские юани. Это совершенно иллюзорная, но при этом очень конкурентоспособная валюта, которая называется "достоверность"». И это, пожалуй, главное определение, которое можно дать швейцарской ярмарке.
Когда вы оказываетесь в залах просторного Messeplatz, сначала, конечно же, тянет заглянуть на стенды крупных галерей вроде Gagosian Gallery, владелец которой — Ларри Гагоcян — прекрасно коротает время по соседству в ресторане отеля Les Trois Rois — главного места всех вечеринок Art Basel. Свои клиентские ужины здесь проводят все: от Philips до Christie's. И пока Ларри заказывает очередной напиток, на стенде его галереи первым делом букируют новую работу Джеффа Кунса.
Лондонская White Cube предлагает посмотреть скульптуры Дэмиена Херста, Pace Gallery представляет почти полную ретроспективу работ Роберта Раушенберга из неизвестной до сих пор широкой общественности серии, а в соседнем зале на стенде Helly Nahmad можно найти микс из мобилей Александра Колдера — его выставка на прошлой неделе как раз открылась в Пушкинском музее — и работы Лучо Фонтаны из серии Buchi. У Marlborough Gallery — сборная солянка: на стенде галереи есть и Аниш Капур, и Джон Чемберлейн.
В день предпросмотров Galerie Perrotin устраивает коктейль с участием Такаси Мураками, где художник в игривой манере общается с каждым гостем вечеринки, превращая все в своеобразный перформанс, а на следующий проходит традиционный открытый вечер в музее Vitra, расположенном в небольшом немецком городке Вайль-ам-Райн, недалеко от Базеля.
Вот уже шестнадцатый год подряд в первом здании Messeplatz, принимающем всех гостей ярмарки, организаторы Art Basel параллельно с основной программой проводят шоу Unlimited. Его суть заключается в том, чтобы на площади 17 000 квадратных метров показать работы современных художников, которые сложно представить в скромных пространствах галерейных стендов на основной площадке Art Basel. Unlimited часто показывает и своеобразное сотворчество нескольких галерей с участием одного художника.
Ко всему прочему, площадка является также коммерческой и каждое из произведений искусства, вне зависимости от его размеров, можно купить. Галереи даже не стесняются размещать номера телефонов своих представителей прямо под названием объекта. Каждый из 74 показанных здесь проектов можно рассматривать в контексте множества вариантов восприятия, так что площадка Unlimited в этом году меньше всего располагает к объективизации того, что на ней происходит.
Это легко читается и в самих объектах. Например, главный китайский художник современности Ай Вэйвэй, как обычно, не изменил себе и представил проект 2012 года с политическим подтекстом. Собранная из 760 велосипедов самой популярной в Китае марки Forever скульптура намекает посетителям Unlimited о знаменитом деле с нелегальной арендой велосипедов, которое получило широкую огласку в Китае.
Безымянная работа индийской художницы Shilpa Gupta, созданная ею из тысячи микрофонов и многоканальной аудиодорожки, с закольцованным аудиосообщением длительностью 4 минуты, представляет собой огромный кокон из микрофонов, подвешенный в отдельном темном пространстве, чтобы ничто не мешало восприятию идеи создательницы, которая своим творением хотела показать визуальное восприятие огромного количества голосов, всегда находящихся в движении, способных своей силой пересечь океан и пройти сквозь воду.
Датский художник Олафур Элиассон, чье творчество представлено на площадке основного Art Basel сразу тремя галереями: Niels Borch, Tanya Bonakdar и Neugerriemschneider, — в пространстве Unlimited показал работу 2004 года под названием «То, что захватывает твое место». Скульптура, размещенная в темном пространстве, представляет собой лупу, на которую направлен световой луч, и устройство, перемещающее этот луч по комнате. Отражение света на стенках комнаты изменяется под действием движущего устройства и таким образом круглое отражение лупы становится квадратным или даже прямоугольным, деформируя восприятие пространства.
Среди прочих работ Unlimited весьма необычно выглядит демонстрация эротических грез Райана МакГинли, назвавшего свой объект «Годовым отчетом». Это комната, которая от пола до потолка заклеена фотографиями обнаженных моделей — их МакГинли год снимал в своей студии. То ли благодаря имени художника, то ли из-за довольно простой и понятной визуальной линии, «Годовой отчет» на Unlimited пользуется примерно такой же популярностью, как и скульптура Ай Вэйвэя.
Самая обсуждаемая работа называется «Эгоцентричная система», ее автор — немец Юлиус фон Бисмарк. Огромная чаша, вращающаяся наподобие карусели, кружит художника в весьма скромных интерьерах, представляющих его повседневный быт: стол с книгой и стаканом воды, а также кровать. Перемещаясь в объекте «тарелки», художник демонстрирует концентрацию на собственном маленьком мире, без возможности проникновения внешних факторов в его эгосистему, воспринимая себя центром Вселенной.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7