Что и почему на самом деле стоит миллионы
Мы уже рассказали о том, как продается искусство в России, — теперь на очереди мировой рынок. Объясняем, что на самом деле стоит миллионы, как начать собирать коллекцию и как понять, что художника ждет мировая слава.
Аукционы современного искусства — штука загадочная: за минуту цена на лот может взлететь в десятки раз. А иногда почему-то лот еле продается. На вечерних аукционах в Лондоне и Нью-Йорке собираются главные коллекционеры, звезды, неравнодушные к искусству, а также просто любители следить за азартным событием.
Директор дневных торгов искусства 20 века и современного искусства аукционного дома Phillips Тамила Керимова рассказывает нам, как формируются цены на аукционах, стоит ли молодому художнику стремиться к аукционным продажам и с кем дружить начинающему коллекционеру.
Как формируются цены
Здесь играет роль очень много факторов. Качество работы — сюда входит композиция, период, размер, цветовая гамма, состояние. Важна и популярность художника на рынке в данный момент — музейные выставки или же новости о том, что кто-то из известных коллекционеров приобрел работу. История предыдущих продаж. Вся эта информация даёт специалисту ощущение стоимости того или иного произведения искусства. Каждый случай — индивидуален, даже если работу создали в серии. Например, зелёная работа итальянского мастера Лучо Фонтаны будет в раза 3 дешевле белой — при прочих равных.
Как понять, что аукцион удался
На вечерних торгах успех — это 90 % проданных лотов, а на дневных — выше 80 %. Но все это зависит от состояния рынка в данный момент, конечно. Перед аукционом у нас есть приблизительное понимание, какая работа за сколько уйдет, но часто случаются сюрпризы: никто не знает, что конкретно произойдет во время аукциона. В этом и есть кураж.
Как пробиться юному художнику (и нужно ли ему на аукцион)
Молодые художники должны стремиться к персональным или групповым выставкам в галереях — и хотя бы раз попасть на музейную выставку. Когда у них уже разовьётся вторичный рынок — то есть работы будут покупать уже не только напрямую у галерей, но и из частных коллекций, — пора выставляться на аукционах. Быть представленным только в галерее недостаточно.
Музейная выставка или объявление о предстоящей выставке — это тот шаг, который сразу показывает высокий класс художника и может поднять его цену. К примеру, новость о ретроспективе в MoMA PS1 очень помогла молодой американской художнице Саше Брауниг (выставляется с Foxy Production и Office Baroque). Мы продали её работу за £ 23 750 на дневных торгах 6 октября в Лондоне. А ведь эстимейт был всего £ 4000—6000.
Адриан Гени сейчас очень популярный художник — каждый сезон цены на него просто бьют рекорды. На дневных торгах мы выставили достаточно редкую работу — Study for Pie Fight Interior. Да, художник часто уничтожает эскизы, с которых он рисует свои большие полотна, — так что цена на них могла подскочить в силу их редкости, — но мы все равно не ожидали настолько высокого результата. Часто мы специально ставим низкий эстимейт на очень популярных художников, чтобы привлечь как можно больше людей и дать рынку самому определить финальную цену (то же самое было и с Брауниг).
Есть ли какой-то секрет успеха для художника?
Самое главное — иметь хорошего галериста, который стремится заботиться о карьере художника в долгосрочном периоде. У серьезных галеристов уже налаженные связи со всеми кураторами, и они всячески способствуют музейным выставкам для своих художников. Они стараются, чтобы работы их подопечного художника оказались в музейных или важных частных коллекциях, даже если они готовы приобрести произведение по более низкой цене.
Как понять, что и за сколько покупать
Очень помогает сориентироваться доступ к ценовым базам через Artnet или Artprice. На них можно самому изучить, за сколько художник продается. Знакомые специалисты в аукционных домах тоже подскажут — они чаще всего непредвзяты: работают со всеми художниками, у которых есть вторичный рынок. Мнение галеристов, которые напрямую работают с художниками, тоже очень важно.
Я хочу собрать коллекцию. С чего начать?
Для начала надо посетить как можно больше выставок и ярмарок, чтобы понять, какое искусство вы предпочитаете. Инвестировать стоит в то, во что вы верите, а не в то, что в тренде на рынке в данный момент. Нет никаких гарантий, хотя и риск, конечно, разный. Сейчас, например, работы Люсьена Смита тяжело продать за $ 60 000, тогда как в 2014 году цены на них переваливали за $ 300 000. С другой стороны, если успех подкреплён музейными выставками, любовью кураторов и больших частных коллекций, то понижение в цене считается просто волатильностью рынка — и скорее всего, такие художники вернутся на былые вершины.
Как понять, что художник «выстрелит»
Важнее всего качество работ и те, кто за ними стоит. Во-первых, рынок не глуп, поэтому не будет любить то, в чем нет изюминки. А во-вторых, когда, к примеру, Ларри Гагосян берётся за молодого художника, это сразу означает, что, скорее всего, его работа окажется в коллекции Лео ДиКаприо. Сами понимаете. Так, например, случилось с режиссером Хармони Корином, которому Гагосян сделал выставку в Нью-Йорке в 2014-м, а через год — в Лос-Анджелесе.
Что любят русские коллекционеры
У них на самом деле вкус схож с коллекционерами из других стран. Но пока мало кто собирает очень молодых зарубежных художников. Предпочитают уже заслуженных: Трейси Эмин, Энтони Гормли, Ансельма Кифера.
Другие истории
Подборка Buro 24/7