Балет Magifique: за кулисами у Тьерри Маландена

Премьера международного фестиваля балета Dance Open

Постановка, озаглавленная вымышленным словом Magifique (сочетание magique ("волшебный") и magnifique ("великолепный") — это любовь, мечты, восторг, радость, печаль, меланхолия, выраженные в танце

Французский хореограф Тьерри Маланден, завороженный музыкой Петра Ильича Чайковского, способен достучаться до сердца каждого человека, сидящего в зале. На балете Magifique слышен хохот в минуты, когда мужчины-танцовщики из его труппы Malandain Ballet Biarritz исполняют танец маленьких лебедей, а под другие фрагменты из "Лебединого озера" вот-вот готовы навернуться слезы. Главным желанием Маландена было заставить зрителя погрузиться в собственные воспоминания, от того в его динамичной сказке нет ни определенного сюжета, ни морали.

"Ребенком, встречая что-нибудь красивое, я восклицал "Мажифик!", потому что не мог выговорить "Маньифик", — рассказывает режиссер. — Создавая свою сказку, я вновь вернулся к этому слову, как к шифру из далекого детства." Тьерри Маланден старался вспомнить впечатления, ощущения и переживания от первой встречи с феериями Чайковского, которая случилась в юном возрасте. Тогда мир его был полон принцев и принцесс, фей и колдуний, волшебства, которые, теперь уже в зрелом возрасте, он решил перенести на сцену. 

Magifique танцует около десятка артистов в телесных узорных одеяниях, отчего они кажутся едва ли не обнаженными. Магия, которую они с собой несут, отражается в зеркальных параллелепипедах, созданных Хорхе Галлардо, художником по костюмам и декорациям. Когда приходит Зло (танцовщицы, облаченные в черный), и на сцене воцаряется темнота, эти блестящие блоки напоминают таинственную черную плиту из "Космической одиссеи" Стэнли Кубрика, которая подчиняет себе все вокруг, создает мистическую атмосферу, а музыку заставляет приобрести монотонный, тяжелый окрас. Но мрачные минуты занимают лишь малую долю Magifique — в целом сказка Маландена получилась эмоциональной, страстной и волнительной.

Язык Тьерри Маландена — сочетание классических па с новыми движениями — придал "Великолепию" 2010 года, как и другим его балетам (а их более 75!), очень яркий характер. "Я беру балеты минувших эпох, и, можно сказать, играю в них, отталкиваясь от музыки и особенностей моих танцовщиков, стремясь привнести что-то свое, чтобы не позволить классическому танцу устареть," — говорит знаменитый француз, заслуги которого были отмечены почетным Орденом искусств и литературы. Маланден не дает зрителям заскучать, 2-часовой Magifique смотрится на одном дыхании, а музыка Чайковского в танце с современными аллюзиями легко накладывается на ваши собственные воспоминания.

В Санкт-Петербурге Тьерри Маланден побывал впервые и после премьерного показа Magifique, который состоялся 26 апреля в рамках XIII Международного фестиваля балета Dance Open, лично появился на сцене Александринского театра. За подготовкой труппы Malandain Ballet Biarritz и их французского лидера к премьере нам также удалось понаблюдать.

Тьерри Маланден

Дарья Горшкова

04.05.14, 19:20

  • Фото: Jack Devant