Взлеты и падения: новый балет Бориса Эйфмана Up & Down

Если "Ночь нежна", свингуй!

На сцене Александринского театра в Петербурге 27 и 28 января показывают премьерный балет Бориса Эйфмана Up & Down. Незадолго до того Buro 24/7 удалось побывать за кулисами театра и увидеть, как знаменитый режиссер работает с артистами над постановкой

Неоновые огни Манхэттена осветили сцену Александринского театра. Молодые парочки танцуют под звуки джаза. Пронзительные ритмы саксофона рифмуются со стуком каблуков, отплясывающих на площадках города. Перед нами ревущие 20-е с их великими кинодивами немого кино, буйством, страстями и ярким неповторимым стилем. И на фоне этого праздника жизни разворачивается трагедия молодого психиатра Дика Драйвера, героя романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда "Ночь нежна". Именно так можно описать в нескольких словах новый балет Бориса Эйфмана Up & Down, премьера которого проходит 27 января и 28 января.

Избирательная балетная публика находилась в предвкушении новой, оригинальной интерпретации американской классики. И это неслучайно, так как Бориса Эйфмана называют "театральным волшебником", и каждая его постановка открывает все новые и новые грани балетного искусства.  

На площадке царит рабочая атмосфера. Все танцовщики тщательно настраиваются, так как репетиция для них — это шанс найти в себе новые ощущения, перешагнуть порог своих возможностей и выйти на новый профессиональный уровень. Борис Эйфман известен особенным, трепетным отношением к артистам. Вместе с ними он подробно прорабатывает всю танцевальную партитуру и ведет за собой к намеченной цели, достигая необходимого результата. Балет готовился больше года, и тогда, когда до премьеры остается всего ничего и кажется, что все уже отработано, продумано, найдено, — хореограф Эйфман неустанно продолжает работать вместе с артистами, корректирует и  уточняет, наполняя спектакль дыханием жизни. 

Балет Up & Down был создан по мотивам романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда "Ночь нежна". Само произведение написано в духе реализма в начале 30-х годов прошлого века. Казалось бы, разве можно по-новому осмыслить в пластике классическую прозу? Несмотря на то, что роман довольно объемный и включает в себя множество сюжетных перипетий, хореограф останавливается только на линии взаимоотношений двух главных героев: талантливого врача-психиатра Дика Драйвера (партию исполняет заслуженный артист России Олег Габышев) и его пациентки Николь (Любовь Андреева), — и на основе такого столкновения двух миров рождаются новые неожиданные драматические коллизии. Эйфман создает особенный мир душевных терзаний, сомнений, взлетов и падений (этим отчасти и продиктовано такое название балета — Up & Down), а также пытается уловить невидимую грань между смятением и тотальным безумием. "Через движение человеческого тела я стремлюсь открыть особый внутренний мир, который  практически не познаваем. Ведь словами очень трудно выразить то, что ты чувствуешь, потому что слова лгут", — говорит Борис Эйфман.

Как отмечает сам хореограф, данный балет стал квинтэссенцией его многолетней "балетно-психологической эпопеи". 

И действительно, интересно проследить за тем, как Эйфман интерпретирует с помощью языка танца. Насколько глубоко проникает в психический мир человека, и главное — как находит оригинальное сценическое выражение идей и чувств через жест, движение, высекая новые пластические формы. Сам режиссер говорит о том, что его спектакль — пример познания человеческой души через тело. Тема сумасшествия возникает неслучайно и является одной из основных в творчестве Бориса Эйфмана, проходя лейтмотивом через все его постановки. Up & Down — это трагедия одиночества на фоне свингующих 20-х годов, безудержного карнавала Века Джаза.

Балет поставлен на музыку Гершвина, Шуберта и Берга (нужно сказать, что Борис Эйфман всегда отличается предельно тщательным подходом к выбору музыкальной партитуры спектакля). Герои существуют в мире психоделических звуков, классической музыки и, конечно же, джаза.  

Что касается пластического исполнения, то балет значительно отличается от всего того, что было создано Эйфманом ранее. Up & Down — это синтез различных хореографических направлений, замешанных на страсти и динамике. Отдельного упоминания заслуживает и сценографии спектакля. Вместе с художником Зиновием Марголиным (декорации) и Ольгой Шаишмелашвили (костюмы) Борис Эйфман творит необычный эмоциональный мир, пронизанный духом Века Джаза. Неоновый свет заполняет все пространство сцены. Это мир бунта чувственности, экспрессивных движений, роскоши и ярких вспышек. Балет Up & Down — это постмодерн (в хорошем смысле этого слова),  красочное попурри из танца, музыки, видеоинсталляций  и световых эффектов.

Борис Эйфман создал цельное, яркое, лаконичное и в то же время наполненное философским смыслом произведение, обращенное к зрителю и дающее обширный материал для размышлений. У спектакля нет конкретного адресата, это балет для всех. Как говорит сам Эйфман: "Театр — это общедоступное искусство". Каждый желающий может окунуться в сложный, изломанный мир психоанализа и пройтись по узким и загадочным коридорам сознания вместе с героями психологического балета Up & Down.

Катерина Шумакова

28.01.15, 13:00

  • Фото: Полина Твёрдая