История одного путешествия
Один из авторов фотопроекта Follow Me To Наталья Османн, представившая на днях вместе со своим супругом книгу-альбом с одноименным названием, побывала в Бразилии и поделилась с Buro 24/7 воспоминаниями об этой замечательной странице
Сложно представить, как должен начинаться идеальный текст о Бразилии, об этой стране писать по правилам и канонам эпистолярного жанра просто преступление, ибо эмоций, впечатлений и контрастов слишком много, а любые стереотипы о Бразилии рушатся как песочные замки от набежавшей волны.
С тех пор как мы вернулись из этой страны, уже успели побывать во многих других прекрасных местах планеты, но перед глазами, как диафильм, все еще мелькают лица людей, которых мы встречали в Рио, рассветы и закаты на Амазонке, а главное — океан. Но обо всем по порядку.
Любое путешествие для меня это нечто большее, чем поездка ради местной еды и достопримечательностей, для нашего проекта мы ищем редкий и неочевидный колорит края, в который попадаем. И, конечно, без местных жителей не обойтись — кариоки (так их тут называют), яркие, эмоциональные, вспыльчивые, душевные, легко влюбляют в себя, легко общаются и проживают жизнь словно танец.
Бразилия — сравнительно молодая страна, ей всего 500 лет, большую часть из которых она была колонией. И страна, и жители Бразилии, несомненно, похожи на детей. Они любят праздники и гулянья. Взять хотя бы карнавал или страсть к футболу. Общаясь с местными, я не раз слушала истории о том, как люди живут от карнавала до карнавала, а после работы идут в школы танцев, где готовятся к главному событию года. Во время карнавала на улицы выходит около 5 миллионов человек.
Первое, что нам по прилете сказали гиды: «В Рио очень развит мелкий бандитизм, так что не стоит искушать не очень богатых местных жителей своими телефонами, фотоаппаратами и украшениями. Они все хорошие ребята, но не провоцируйте». Но я бы сказала так: Рио — настоящий. Он очень настоящий, без фальши и лживых улыбок. Ты хочешь заниматься спортом — начинаешь качаться прямо на пляже, тебе не нужны красивые кроссовки или пафосный фитнес-клуб. Тебе нравится незнакомый человек — просто подходишь к нему и говоришь это. Таксист не хочет ехать в твоем направлении — он прямо так и говорит тебе. Ты хочешь выжить в этом городе — с вежливой улыбкой извиняешься и грабишь людей.
И вот спустя два перелета мы в Рио. В отеле нас встречали барабанщики и танцовщицы самбо в карнавальных костюмах. Даже после 20 часов, проведенных в самолете, я, не раздумывая, пустилась в пляс. Магические звуки хлестких барабанов заставляют ваши бедра двигаться в такт, ко всему этому добавьте градус в виде полуголых, загорелых и улыбающихся танцовщиц и вишенку на самый верх — все, неповторимый коктейль «Рио» готов!
Разгуливать с фотоаппаратом на самом знаменитом пляже Копакабана местные не советовали даже днем. Но я крепко обматывала ремешок вокруг руки и внимательно оглядывалась вокруг — что не сделаешь ради хорошего кадра.
Кстати, набережная пляжа Копакабана выложена черно-белой брусчаткой не просто так. Недалеко от города Манаус (находится на севере Бразилии) есть две реки: темная Негра и светлая Амазонка, которые на протяжении двух километров не смешиваются, и река получается двухцветной. Не смешиваются они по следующей причине: в Негре много минералов, а в Амазонке — глины, соответственно, плотность у этих рек разная, вот и процесс смешивания проходит не сразу. В честь этого удивительного природного явления и выложена брусчатка таких цветов.
Еще одно знаменательное место — кафедральный собор Сан-Себастьян, самый странный католический собор, который я когда-либо видела. Бетонная баррикада, внутри которой захватывает дух. Со всех сторон и прямо в небо, которое символично выложено крестом, тянутся реки мозаик, а через них пробивается дневной свет.
Не менее уникальное и другое место — лестница Селарона. Когда-то квартал Лапа был ничем не примечательным районом, пока местный художник и скульптор по имени Хорхе Селарон не стал выкладывать вокруг своего дома яркую плитку (бразильцы украшают свои дома кто во что горазд). Результат так ему понравился, что Хорхе не остановился на собственном доме, а украсил цветной плиткой всю улицу, состоявшую из множества лесенок. Тысячи туристов, приезжавшие сюда, стали привозить со всего мира плитку — в подарок художнику. 10 января 2013 года Хорхе Селарона нашли мертвым на созданном им памятнике. Лестница же остается одной из главных достопримечательностей города до сих пор.
Еще один человек, про которого я хочу рассказать, — местный житель Слава (его с чистой совестью можно назвать кариоком, ведь последние 14 лет он живет в Бразилии). Долгое время он обитал в фавелах, куда нас и повел. В Рио находится более 700 фавел, на окраине города есть и такие, куда не заходит даже полиция. Маленькие, наставленные друг на друга одноэтажные домики всех цветов радуги с распахнутыми окнами и развешанным на улице бельем. Между домами без присмотра ходят кони, свиньи, курицы, стоят разобранные машины, недовольно посматривают на туристов местные жители — яркая картинка так живо всплывает перед глазами, словно это было вчера.
Слава покинул СССР в 16 лет, чтобы покорить Европу и Америку. Были в его жизни и тяжелые времена в Лондоне, и любовь в Канаде, но настоящая свобода появилась с момента переезда в Бразилию: «Когда жена с ребенком ушли от меня и я буквально остался на улице, без друзей, родины и семьи, я впервые полностью осознал, что такое быть одному. Жизнь давала мне сложные уроки, с которыми я со временем справился. Я прожил несколько лет в фавелах и стал абсолютно счастливым человеком. Главное — следовать их правилам и ни в коем случае не влезать в трафик».
Первая фавела, в которой мы оказались (входить в определенные фавелы можно только по предварительному разрешению), называется Видигал. Ты словно попадаешь в городские джунгли, в которых выживают как могут люди — нам кажется, что в таких условиях существовать невозможно. Для людей же, которые провели там всю свою жизнь, это единственно возможная реальность. «Фотографировать людей без их разрешения в таких местах не надо, это может закончиться плохо», — предупреждал Слава, но я все же рискнула пару раз.
Удивительно, что даже на этих грязных улицах в апокалиптическом стиле появляются, словно оазисы, церкви и футбольные площадки. Вера в Бога и футбол преодолевают даже классовое неравенство. Из всех фавел, обвивающих холмы Рио, обязательно виден символ Бразилии — статуя Иисуса Христа. Даже в самых «темных» и безжалостных местах этого города ты чувствуешь присутствие Бога. Я знаю, что наступит день, и мы вернемся в этот необыкновенный город, в нем осталось еще много недосказанного.
После Рио мы полетели на Амазонку — туда, где на протяжении семи километров две реки сливаются в одну. Когда-то давно я смотрела передачу о «поцелуе двух рек» по телевизору и никогда бы не подумала, что смогу увидеть и ощутить эту красоту вживую. Если опускаешь руку в воду, то чувствуешь, как меняется температура: черная река теплее желтой на несколько градусов.
Амазонка была названа так главой испанского отряда Франсиско де Орельяна в честь бесстрашных защитниц своей реки. Когда весной 1542 года конкистадоры впервые пришли сюда, яростный отпор им дали длинноволосые индейцы, как потом оказалось, все они были женщинами.
Утром, прилетев в Манаус, мы сели на небольшой туристический кораблик и поплыли по Амазонке, из-за смены климата все два часа пути мы проспали как младенцы. Спустя некоторое время нас высадили в небольшой деревне. Местные живут в прямом смысле на воде, каждый домик находится на небольшом участке земли, переходящем в деревянные сваи над водой. Всем известно, что в Амазонке водится множество пираний и крокодилов, но самое удивительное — это розовые дельфины, которые обитают только здесь. Нам посчастливилось увидеть их под конец дня. С июня по январь на Амазонке сезон дождей, леса становятся частью реки, поэтому все передвигаются исключительно на лодочках. Трех-четырех дней в этих местах для туристов вполне достаточно, если только вам не захочется окончательно превратиться в местных жителей.
Следующей точкой must see стала граница Бразилии и Аргентины — знаменитые водопады Игуасу. Споры, с какой стороны водопады красивее, видимо, никогда не утихнут среди жителей двух стран. Водопад находится на территории заповедника, и лишь один небольшой исторический отель стоит в непосредственной близости от «места событий».
Наш самолет приземлился ночью, во время дороги к отелю виднелись лишь звезды и был слышен оглушительный, мощный звук падающей воды, разбивающейся о скалы и бурно утекающей по ущелью. Ни с чем не сравнимое чувство, когда ты еще не видишь глазами, но уже ощущаешь и слышишь биение сердца природы. В погоне за кадром для #FollowMeTo мы встали очень рано. Нас предупредили, что если будем очень близко к водопаду, то не просто намокнем, а буквально окажемся под душем, и несмотря на то, что фотографию мы делали у изголовья водопада, все равно остались мокрыми с ног до головы. Все туристы надевают дождевики, но и они не спасают, проходит все очень шумно и весело. На Игуасу следует приезжать не только ради красивых фото, но и ради экстрима. Всем, кто собирается к этому потрясающему водопаду, советую спуститься к подножью и взять тур на моторной лодочке, которая едет прямо к падающей воде, под столбы водопада. Хочу предупредить сразу: оденут вас так, что будете похожи на огромные пакеты, но вода все равно просочится через эту амуницию. Важно громко не смеяться, пусть и очень хочется, так как есть риск захлебнуться, потому что в какой-то момент становится абсолютно непонятно, где земля, где небо: вокруг есть только вода, оглушительный шум и десяток мокрых людей.
Это место не зря называют волшебным, не только потому что глаза не верят, что такая красота может существовать, но и благодаря удивительному явлению: из-за сильной жары тело начинает выделять, что совершенно естественно, маленькие частички пота, на что местные тропические бабочки реагируют очень любопытно — начинают облеплять со всех сторон. В такие минуты охотно начинаешь верить, что ты самая что ни на есть настоящая фея!