Бунтовщик с причиной: ретроспектива Петера Вайбеля в ММОМА

Все стороны медиаискусства

В Ермолаевском переулке, на одной из площадок Московского музея современного искусства, можно узнать многое о медиаискусстве: здесь проходит ретроспектива австрийского художника Петера Вайбеля, которого часто и вполне заслуженно называют пионером медиаарта. Рассказываем, почему не стоит пропускать выставку, куратором которой выступил Иосиф Бакштейн

Москве имя Петера Вайбеля известно хорошо: в 2011 году он курировал основной проект IV Московской биеннале современного искусства, рассуждая вместе с собранными им со всего мира художниками на главную для смотра тему. Сформулирована она была в краткую, но весьма многозначную фразу «Rewriting worlds» — «Переписывая миры». И вот спустя несколько лет Вайбель снова в городе, однако теперь в качестве не куратора, но художника и специального гостя уже VI по счету биеннале.

Статус куратора на этот раз получил Иосиф Бакштейн, готовивший выставку «петер_вайбель: technē_революция». То, что именно зритель должен узнать об австрийском художнике из ретроспективы, Бакштейн сформулировал удивительно точно, разделив экспозицию на несколько частей, в хронологическом порядке рассказывающих о том, что успел пионер медиаарта за долгие годы в искусстве.

На выставке достаточно не только самих объектов и инсталляций, но и документации перформансов и художественных акций. Фотографии и видеозаписи, демонстрирующие, что именно делал Вайбель и какое отношение имел к венским акционистам, объясняют,  почему все это сильно не нравилось австрийской полиции — с ней у художника проблемы возникали не раз. В 1968 году венская публика, и так немало шокированная действиями акционистов (например Герман Нитш и Рудольф Шварцкоглер к тому времени уже провели свой фестиваль психофизического натурализма), могла наблюдать, как перформансиста ведет на поводке художница-феминистка Вали Экспорт — его подруга и соратница. Акция «Из досье собачности», датированная концом 60-х, ставила своей целью поднять вопрос, стоит ли ходить прямо в стране, где власть всегда готова поставить тебя на колени и отнестись как к животному. Русскому зрителю она наверняка напомнит перформанс под названием «Бешеный пес, или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером» — первое перевоплощение в собаку Олега Кулика. Произошло оно, впрочем, многим позже, в 1994-м, что лишний раз подтверждает: характеристика «пионер» применительно к Вайбелю и его художественным методам появилась неслучайно.

«Из досье собачности», 1968

Петер Вайбель является теоретиком и практиком медиаискусства, к которому он пришел из поэзии настолько же экспериментальной, насколько радикальной. Однако даже занявшись искусством, о литературе художник тоже не забыл. В своей работе «Кинетическое стихотворение» он предлагает самому себе сыграть в слова и при помощи неона составляет из немецкого Abfalle (что переводится как «отходы») множество других существительных, прилагательных и глаголов. А «Электрическое стихотворение» автор предлагает прослушать и получить несколько зарядов током уже нам.

Место поэзии и игре слов нашлось также в серии работ, в которой художник обращается к государству напрямую. Например «Судебная система есть судебная ошибка» представляет собой мраморную плиту с выгравированной на ней фразой, послужившей и названием произведения. В другом цикле умелая рука Вайбеля подменяет несколько букв в названиях государственных учреждений, рождая тем самым новые смыслы, или просто подставляет к ним таблички со словами. Получившиеся в результате «Полиция врет», «Позорный суд», «Отдел помойных книг», «Верховный суд нарушает закон» или «Узаконенное насилие» демонстрируют, как малое меняет многое. 

По-прежнему оставаясь радикалом, Вайбель выступает не только в качестве куратора, но и педагога, читая лекции по медиаискусству в университетах и возглавляя Центр искусства и медиа в Карлсруэ. Его бунтарский дух, впрочем, никуда не делся, как и причины, которые его породили. 

Анастасия Каменская

22.09.15, 9:00

  • Фото: Дмитрий Смирнов