Главное событие в сфере современного танца в России началось с традиционного Вечера молодых хореографов — финала Конкурса молодых хореографов фестиваля Context. Diana Vishneva, который запускает карьеры будущих звезд. BURO. публикует репортаж с их выступлений в рамках раздела NEW COOL — партнерской инициативы фестиваля Context. Diana Vishneva.
Любой фестиваль, который состоялся в 2020-м, может считаться героем. Context. Diana Vishneva — герой дважды: его программа менялась, вынужденно теряла европейских хедлайнеров и в итоге собрана из российских названий и авторов. Но Context стартовал — и 14 октября в Москве сделал это живьем. Первым событием стал традиционный Вечер молодых хореографов, статус которого в сфере современного танца сложно переоценить. Зарубежные хореографы на Context радуют и уезжают, а Владимир Варнава, Константин Кейхель, Ольга Васильева и другие участники фестивального конкурса молодых хореографов остаются и становятся новыми фаворитами.
В этом году вечер собрал семь авторов. Двух завсегдатаи фестиваля знают: финалист 2016 года Павел Глухов вместе с танцовщиками Челябинского театра современного танца представил новинку «Когда папа был маленьким», а победитель 2019-го Кирилл Радев вернулся с миниатюрой «Пилигрим». Главные герои вечера — участники конкурсной программы: Ольга Рыжкова, Нурбек Батулла, Ирина Сергеева, Эрнест Нургали, Игорь Булыцын — запомните эти имена. Не исключено, что пара лет — и вместо Акрама Хана вы будете следить за Батуллой.
На вечере, который оказался максимально разнообразен, нашлось место и античным аллюзиям, и сложным сплетениям судеб под замысловатые щелчки, и национальным мифам, и модным теоретическим положениям. Команда отборщиков во главе с Анастасией Яценко будто решила, что хочет показать все, и это удалось. У каждого выбранного хореографа своя ниша; нельзя сказать, что кто-то лучше, а кто-то менее оригинален — настолько у хореографов разные лица, языки, цели. Петербурженка Ирина Сергеева в «ZI-MA» выводит нежных дев-граций, ее танцовщицы похожи на ожившие греческие статуи и настраивают на меланхолию и задумчивость. «Sak-sok» Нурбека Батуллы — современное прочтение татарской легенды о проклятых братьях, впечатляющий пластический триллер, полный архаичной силы и даже агрессии. Эрнест Нургали и его «Gentle Hearts» — танец эпохи победившего Netflix: деликатный, трогательный мужской дуэт, где парни могут и плакать, и демонстрировать роскошную растяжку, и обниматься в изощренных акробатических поддержках. Ольга Рыжкова начинает «Клетку» как исследование несвободы, созвучную пандемийным мотивам изоляции, а в результате получает эксперимент, где ведущим оказывается не хореографический рисунок, а необычный звуковой дизайн. Игорь Булыцын в «Астматическом этюде» напоминает, что у современного балета есть неплохое чувство юмора — он делает своих артистов сразу и балетниками, и физкультурниками.
Неудивительно, что таким разным авторам мало одного приза, поэтому в сезоне-2020 Context впервые вручает целый ворох призов. Выбор делало профессиональное жюри, в котором участвовали бывший этуаль Парижской оперы и худрук МАМТ Лоран Илер, гранд-дама современного российского танца Ольга Пона и вдохновительница Context Диана Вишнева, но также и зрители живого выступления в «Гоголь-центре», и те, кто смотрел первую онлайн-трансляцию Вечера молодых хореографов, и многочисленные партнеры фестиваля. В итоге победу поделили на троих хореограф Эрнест Нургали, Нурбек Батулла и его партнер по «Sak-sok» танцовщик Марат Казиханов. Нургали покорил и жюри, и публику, следившую за выступлением в сети, отдавшую ему ему предпочтение в номинации «Без границ». Нурбек Батулла забрал приз зрительских симпатий и награду для лучшего танцовщика. Ольга Рыжкова, Ирина Сергеева и Игорь Булыцин получили не номинации, но опыт. Ведь, как сказала основательница Context Диана Вишнева, кому-то достается выигрыш, а кому-то — импульс для будущих работ.
Фестиваль Context. Diana Vishnevа
до 29 ноября 2020 года
Танцевальный перформанс «Body Sound» лаборатории Studio Context Дианы Вишневой в рамках фестиваля BURO. NEW COOL 26 октября, ММОМА (Ермолаевский пер., 17, информация о регистрации будет опубликована позже)