Участница мультимедийного проекта BURO. NEW COOL рассказывает, как можно превратить вынужденные коронавирусные ограничения в систему, которая дает творческое вдохновение.
Мне сложно давать какие-то советы, так как в них нет ничего универсального. Есть только личный опыт и его соотнесение с внешним. Я попробовала составить список занятий, которые помогают мне быть в ресурсе — и не только в период пандемии.
В моем случае это прогулки с 11-летней лабрадорицей Галактикой. Мы многое вместе пережили; иногда, мне кажется, что она впитала все мои удивительные и ужасные периоды жизни. Прогулки с ней — начало моего дня, и так было всегда. Даже в локдаун я, скрываясь, ходила с ней гулять на пруд в 7 утра, чтобы не попасть под штраф. Это особенное для меня время, которое помогает проснуться, к тому же на этих прогулках с Галактикой каждый из нас занимается своими делами: она нюхает и исследует все вокруг, а я могу послушать подкасты и лекции. Я всегда параллельно под какое-то монотонное дело включаю лекции — часто это тексты про искусство и философию, но бывает и что-то неожиданное для меня. Никогда не знаешь, что может пригодиться в художественном проекте.
Сохранять чувство контроля при здоровом пофигизме — мой способ выравнивания баланса. Определение расписания дня заранее не исключает часов «чтобы потупить» и даже целые дни для этого занятия. Я не призываю впадать в крайности перфекционизма, но выступаю за присутствие деятельности. На мой взгляд, надо быть честным с собой и принять, что часть нашего распорядка — это новые ритуалы современности, такие как пить кофе, залипать в инстаграме, перебирать накопленные артефакты, смотреть сериалы. Требование капитализма быть суперэффективным опасно, к тому же неконструктивно. Вы рискуете сформировать в себе шизу, если будете постоянно в потоке дел.
У меня постоянно параллельно открыто множество статей и книг. Важно уметь концентрироваться на необходимом и желаемом знании в определенный период времени, а также конспектировать знание. На мой взгляд, стоит выделять на чтение хоть какое-то время каждый день. Вот список текстов, повлиявших на меня.
Помимо искусства, я преподаю йогу уже почти 5 лет, и это для меня определяющая составляющая. Шесть дней в неделю я преподаю 1 — 2 урока в день и занимаюсь личной практикой, и таким образом в процессе провожу 1–4 часа в день. Я никогда не смогу передать словами, что это такое. Это не про тело и про тело одновременно, это про отпускание всех привычных паттернов мышления и про внимание в различных векторах, это про чувственное и интеллектуальное, и ни про что из этого… Я просто делаю свою практику — неважно сколько времени и как часто. Это материя моей жизни.
Тут все сильно зависит от периода. Этой осенью я участвовала в трех проектах: ярмарке blazar, выставках «Перерыв 15 минут» и «20:20. Время остановилось» в рамках BURO. NEW COOL. Когда я делаю проект, стараюсь разделить процесс на несколько стадий, но иногда они происходят одновременно: ресерч, подготовка материалов, создание объектов и монтаж работы. Есть периоды, когда в основном я занимаюсь ресерчем: наполняю мудборд референсами, много читаю и конспектирую, ищу точные решения для инсталляций и занимаюсь поиском возможностей для их реализаций. Иногда бывает период, когда целыми днями заполняю заявки на опен-коллы, резиденции и гранты и постоянно верстаю презентации.
В последних проектах я много работала с материальными скульптурами, которыми как раз начала заниматься во время первого карантина. Современное искусство часто действует как интеллектуальный агент, который делегирует производство объектов кому-то другому, а мне создание объектов собственными руками круто помогло отвлечься от онлайн-деятельности в карантин.
Для онлайн-выставки в рамках фестиваля BURO. NEW COOL я рассказала, что в течение карантина собирала такие временные скульптуры в пространстве квартиры. Я могу заниматься этим часами в разных масштабах — от маленьких прото-скульптур до телесных конструкций. Для меня это способ, который предлагает вниманию не скользить по поверхности привычных объектов, а вникнуть в эти сущности, попытаться заново их для себя пересобрать. В этом направлении у меня есть особая перформативная практика, где я пересобираю свои аватары, их телесность, чувственность и соотношение разных телесностей с ландшафтом — реальным и сконструированным. Это большой слой проблематик, которые я рассматриваю достаточно давно и отчасти из этого сформирован мой новый проект «Как бы ты назвала странность, которая собралась недостаточно». Инстаграм для меня — альтернативный проект, где располагается мой расширенный художественный мудборд.
30.11.20, 17:19