Поговорим о современном искусстве
Рассказываем, что можно было увидеть на ярмарке современного искусства Frieze, прошедшей в Нью-Йорке и написавшей очередную главу в истории современного искусства
Неделя искусства, прошедшая в Нью-Йорке в начале мая, как всегда, стала неотъемлемой частью международного культурного календаря. Уже не в первый раз она собрала гостей со всего мира, несмотря на дождливую погоду и туманное небо, перемещавшееся по городу, охваченному современным искусством. Всю неделю от Челси до Сохо, Уиллиамсбурга в Бруклине и до Верхнего Ист-Сайда на Манхэттене проходили открытия выставок, аукционы, конференции, открытые панели и, разумеется, сами ярмарки искусства. Помимо главной по масштабу и значимости Freize New York — 2016 свои двери распахнули менее помпезные, но одинаково интригующие ярмарки-спутники: Context, NADA, 1:54 Contemporary African Art Fair и Spring Masters New York.
Frieze New York — американская версия созданной в Лондоне более 25 лет назад Frieze London, она собрала более 200 галерей из 31 страны мира. Bсе участники были тщательно отобраны кураторский комиссией организаторов во главе с Сесилией Алемани, и чтобы их увидеть, под крышей традиционного белого шатра на протяжении пяти дней собирались коллекционеры, художники, арт-критики, журналисты и просто любители современного искусства.
Для удобства посетителей в первый раз за всю свою историю ярмарка была разделена на 3 секции. Часть под названием Spotlight предназначалась для сольных показов художников XX века с главным фокусом на зарубежных авторов и работы, сделанные после 1960 года. Другая секция — Focus — была выделена для новых галерей, представлявших своих художников на подобного рода мероприятиях впервые. И третью часть ярмарки — Frame — посвятили галереям, которым меньше восьми лет: по стандартам арт-индустрии они считаются еще молодыми.
Одним из главных фаворитов публики, несомненно, стала инсталляция Маурицио Каттелана, известного своим умением иронизировать. Созданная специально для Frieze его работа стала трибьютом легендарной Daniel Newburg Gallery, той самой, в которой состоялся его дебют и в которой он добился признания критиков и любви публики. Произведение под названием Warning! Enter at your own risk. Do not touch, do not feed, no smoking, no photographs, no dogs, thank you состоит из настоящего осла, находящегося за перегородкой, и хрустального канделябра на потолке. Если верить высказываниям Каттелана, то работа — его автопортрет.
Художник Дэвид Хорвиц в свою очередь нанял профессиональную карманницу, чтобы она незаметно подкидывала в карманы и сумки посетителей его маленькие статуэтки. Проект стал его комментарием к мнению о том, что индустрия искусства контролируется только деньгами, а настоящего художественного порыва почти не осталось.
Берлинская галерея Société вообще отдала свое пространство в полное распоряжение художнику Шону Распету, который со своей командой раздавал прототипы нового вида соевого питания — альтернативы жесткой еды, — очень популярного среди инженеров Силиконовой долины.
Среди диссонанса и какофонии, присущих арт-ярмарке, несколько серьезных галерей все же решили сфокусировать внимание всего на одном-двух художниках. Так, стенд Pace Gallery выглядел скорее как островок музейного оазиса. Выкрасив свои стены темно-лиловым цветом, галерея посвятила все пространство небезызвестному Фреду Уилсону. А Hauser & Wirth, как обычно, продемонстрировала мастерство кураторского искусства, собрав работы трех очень значимых для американского современного искусства художников и представив концептуальные скульптуры Рони Хорн, которые многие посетители пытались потрогать, путая их с водой. Тут же были редкие картины абстрактного экспрессиониста Филиппа Гастона и художника Пола МакКарти. К слову, весь предложенный галереей материал был распродан в первый же день.
David Zwirner Gallery представила пионера современного концептуализма Айсу Гензкен и образного художника Лизу Ускавадж. Другой тяжеловес, Marian Goodman Gallery, дала публике возможность насладиться сольной выставкой рисунков современного южноафриканского художника и оперного режиссера Уильяма Кентриджа. Нью-йоркская Andrea Rosen Gallery в свою очередь показала впечатляющую инсталляцию скульптора Дэвида Альтмайда под названием Le désert et la semence, состоящую из больших панелей стекла, белой глины, синтетических волос, кокосов и ряда других предметов и олицетворяющую человеческую эволюцию. Она, как и большинство его работ, находится где-то на перекрестке между образным представлением и абстракцией.
Одним из самых посещаемых и самых фотографируемых стал, разумеется, большой стенд Gagosian Gallery. После четырехлетней разлуки с Дэмиеном Херстом и триумфального возвращения мегазвезды галерея устроила художнику целую мини-ретроспективу, собрав работы из его самых известных (и, конечно же, самых дорогих) серий прошлых лет. Здесь были и черная овечка с золотыми рогами, помещенная в голубой формальдегид (Black Sheep with Golden Horns, 2009), и картина, покрытая разноцветными бабочками (Covenant, 2007), и начищенный кабинетный шкафчик, заполненный медицинским снаряжением.
Не обошлось и без присутствия японской художницы Яей Кусамы, чьи работы и известную красную скульптуру под названием The Moment of Regeneration (2004) можно было увидеть на стенде лондонской Victoria Miro Gallery. Галерея White Cube показала картину художницы Сары Моррис из новой серии работ Abu Dhabi, а также собрала солянку из очень разных по характеру произведений таких мастеров, как Мона Хатум, Джозайя МакЭлени и Ларри Белл. Привлекая публику выкрашенными энергичным сине-красным паттерном стенами, парижская Galerie Hervé Bize представила работы известного французского минималиста и концептуального художника Франсуа Морелле.
Ярмарка современного искусства Frieze, как и всегда, собрала в своих стенах самых разных представителей арт-сообщества. Ни для кого не стало сюрпризом появление и кепи Леонардо ДиКаприо в VIP-зоне: актер разговаривал с арт-дилером Тони Шафрази вo время частного прeдпросмотра. Он здесь гость желанный и постоянный.