Первые строчки в рейтингах самых оплачиваемых художников по-прежнему занимают мужчины: Герхард Рихтер, Аниш Капур, Джефф Кунс. На прошлой неделе авторитетный портал Artnet опубликовал список самых дорогих художниц из ныне живущих. О них широкой аудитории известно меньше — исправляем ситуацию.
1. Яёй Кусама
Кусама у большинства любителей искусства ассоциируется с рисунком в горох — знаменитый принт покрывает не только ее инсталляции, но и авторские витрины для Louis Vuitton. Узор возник в жизни художницы вместе с первыми галлюцинациями в возрасте десяти лет (возможно, на почве сурового обращения со стороны деспотичной матери). Занятия искусством стали попыткой освободиться от мучительных видений: «Когда я создаю свои работы, я не думаю ни о чем другом, находясь во власти одержимости, которая захватила мое тело. Мои произведения — плоды моего психического расстройства. Если бы не творчество, я бы давно покончила с собой».
Яёй Кусама на фоне работы «Белый №28», 1960
В 50-х в возрасте 27 лет она переехала в Нью-Йорк. Мотивом для этого послужила переписка с художницей Джорджией О'Кифф: она так вдохновила Кусаму, что та решилась покинуть деспотичную мать и консервативную арт-среду. В 60-е она оказалась в эпицентре художественной жизни, стала пионером развивавшегося тогда поп-арта и даже обвиняла Энди Уорхола в плагиате. В 80-е про художницу ненадолго забыли, но затем она представила Японию на Венецианской биеннале в 1993-м, 1998-м и 1999 году. Подобная честь могла бы быть оказана ей и раньше, но в 1966-м Яёи отказали из-за скандальной репутации, а она в ответ создала инсталляцию «Сад Нарцисса», где обратилась к критикам и кураторам со словами «Ваш нарциссизм на продажу». Это лишь одна из многочисленных экстравагантных выходок Кусамы, которая продолжает эпатировать публику своими галлюцинациями и в преклонном возрасте: сейчас ей 87 лет. Цены на произведения художницы поражают не меньше: рекордная стоимость за ее работы была достигнута на аукционе Christie's в Нью-Йорке два года назад, когда полотно «Белый №28» ушло с молотка за $7,3 млн.
2. Синди Шерман
Постановочные фотографии Синди Шерман — одни из наиболее востребованных произведений на аукционах совриска. Она начинала с живописи, однако вскоре ушла в фотографию: надоело копировать чужие произведения, и потом, камера может сделать это лучше и точнее. Уже в своей первой известной серии «Кадры из фильма без названия» (1977–1980) Синди обращается к автопортрету, прячась под масками разных актрис — Моники Витти, Барбары Бел Геддес, Софи Лорен — и изображая разных социальных персонажей, от проститутки до богатой наследницы. Игра в определенные образы и продуманная постановка кадра легли в основу творческого метода Шерман. Как и Кусама, Шерман сотрудничает с Марком Джейкобсом. Над рекламными кампаниями для его марки она работала вместе с Юргеном Теллером. Хотя в начале карьеры фотограф жаловалась на то, что при всеобщей известности ее гонорары все еще не такие большие, как у художников, время взяло свое: два года назад ее серия «Кадры из фильма без названия» (1977–1980) была продана на Christie's за $6,7 млн.
Работа из проекта «Кадры из фильма без названия», Синди Шерман, 1977–1980
3. Марлен Дюма
Долгое время абсолютный рекорд среди продаж картин женщин-художниц держался за Марлен Дюма. В 2008 году ее картина «Посетитель» была продана на аукционе Sotheby's за $6,3 млн. Хотя докризисные ценовые рекорды уже далеко позади, Дюма продолжают покупать и сейчас. Художница южноафриканского происхождения прославилась после переезда в Амстердам в 1976-м — она до сих пор живет и работает именно там. В 80-х у Дюма прошли первые выставки, а в 1995-м она была удостоена чести представить Нидерланды на Венецианской биеннале. Дюма стала известна благодаря портретам, созданным по газетным и полароидным фотографиям. Среди изображаемых ею героев — и Наоми Кэмпбелл, и Олимпия Эдуарда Мане, и Мэй Уэст, однако их едва ли можно узнать. Работы Дюма отчасти отсылают к экспрессионистам начала прошлого века и поднимают вопросы религии, расового неравноправия, сексуальности и насилия. В позапрошлом году она получила необычный для современных художников заказ на создание алтарной картины для дрезденской церкви Святой Анны XVIII века, которая пока еще не выполнена.
«Посетитель», Марлен Дюма, 1995
4. Бриджет Райли
Бриджет Райли — еще одна художница в списке Artnet, чье становление пришлось на 60-е. Главная британская фигура оп-арта начинала с пуантилизма, но вскоре перешла к оптическим иллюзиям, крайне популярным среди современников, среди которых — ведущие представители направления: Виктор Вазарели или Ричард Анушкевич. Ее первые выставки прошли в начале 60-х в родной Англии, а уже в 1965-м она выставлялась в нью-йоркском МоМА, что принесло художнице известность и колоссальный успех. Тогда же она обнаружила собственные произведения в качестве принтов на одежде и предметах интерьера. Райли была оскорблена такой коммерциализацией, а один из японских кураторов заявил ей: «Твои работы будут на каждом спичечном коробке в Японии». В отличие от художников-единомышленников, Райли не так часто обращается к цвету и чаще работает в черно-белой гамме. Хотя она и уверяет, что ее творчество опирается на классическое искусство, верится в это с трудом — разве что законы гармонии действительно работают в картинах Райли, благодаря чему они и становятся такими популярными. На прошлогодних торгах Christie's в Лондоне ее работа «Без названия (Серая дуга)» была продана за $5,7 млн.
«Без названия (Серая дуга)», Бриджет Райли, 1966
5. Сесили Браун
Слава британской художницы Сесили Браун во многом связана не только с талантом, но и с покровительством самого, пожалуй, известного арт-дилера и галериста Ларри Гагосяна. Сотрудничество началось в 1998 году и продолжалось около 15 лет, пока художница не заявила, что, несмотря на всю любовь к Ларри, для ее работ будет полезнее «предстать в другом контексте». Браун часто называют последовательницей экспрессионистов Оскара Кокошки и Виллема де Кунинга, а также более современного лидера торгов Фрэнсиса Бэкона. С ним художница познакомилась в юности лично благодаря своему отцу, арт-критику и куратору Дэвиду Сильвестру. Браун часто рассматривают в свете феминистского искусства — в ее крупноформатных полотнах чувствуется сила и страсть, за которые ее любят и зритель, и покупатель. Сама художница часто дает своим произведениям названия голливудских фильмов — так, ее «Пижамная игра» была продана на Christie's в 2007 году за $1,6 млн.
«Пижамная игра», Сесили Браун, 1998
6. Джули Мерету
Художница африканского происхождения переехала в детстве с родителями из Эфиопии в США. Если работы Сесили Браун можно назвать крупноформатными, то картины Джули Мерету — даже более чем. Самое большое из ее полотен имеет размеры 24 на 7 метров. Каждую картину Мерету создает по единому методу и всегда начинает с геометрической структуры, которая служит якорем для остальной композиции. Как правило, основным полем для поиска вдохновения являются архитектура и городская среда, которые художница и воплощает в своих полотнах. Их она характеризует как «исторические карты без местонахождения». В ее работах можно увидеть влияние и итальянских футуристов, и супрематизма Малевича. Первые выставки Мерету состоялись в середине 90-х, а сейчас за ее произведениями выстраиваются очереди — дилеры сразу скупают их по мере создания. Cамая дорогая на сегодняшний день работа художницы «Retopistics: A Renegade Excavation» ушла в 2013 году с аукциона Christie's за $4,6 млн.
«Retopistics: A Renegade Excavation», Джули Мерету, 2001
7. Дженни Савиль
Дженни Савиль относится к «Молодым британским художникам» — группе артистов во главе с Дэмиеном Херстом и Трейси Эмин, которых на одноименной выставке в 1992 году выставил в своей галерее Чарльз Саатчи. Именно он заметил и Савиль, заказав у нее картин на полтора года вперед. В отличие от других участников «Молодых британских художников» и большинства героинь нашего списка, Савиль остается приверженцем фигуративной живописи. «Я хочу быть художницей современной жизни и современных тел», — говорит она в интервью The Guardian, и такой и является. За интерес к обнаженному телу ее часто сравнивают с Рубенсом и Люсьеном Фрейдом, а сама Савиль утверждает, что подобный интерес возник у нее после стажировки в Цинциннати. Там она видела «много больших женщин. Большая белая плоть в шортах и футболках», которых продолжает и сейчас воплощать в своих полотнах. Рекорд на торгах — работа «Сдвиг», проданная на Sotheby's в Лондоне за $9 млн в прошлом году.
«Сдвиг», Дженни Савиль, 1996–1997
8. Элизабет Пейтон
Элизабет Пейтон получила известность в середине 90-х благодаря изображениям известных людей — от Наполеона и Марии-Антуанетты до Дэвида Боуи и Барака Обамы. Критики считают ее продолжателем традиций Энди Уорхола с его портретами Мэрилин Монро и Элизабет Херли. Изрядное сходство с уже существующими первоисточниками иногда работает не в пользу Пейтон. Так, фотограф Деннис Моррис подал против художницы иск за слишком похожее на его фотографический оригинал изображение участника Sex Pistols Джона Лайдона. Самой дорогой из проданных работ Пейтон считается «Портрет Бен (Вилла д'Эсте)», за который на Sotheby's в мае 2014 года выручили $1,7 млн. Следующим по списку идет портрет Леонардо Ди Каприо, которых у Пейтон несколько. Один из них выполнен со знаменитой фотографии Энни Лейбовиц, где Ди Каприо сидит с лебедем на шее, — Пейтон сходство не скрывает.
«Портрет Бен (Вилла д'Эсте)», Элизабет Пейтон, 1965
9. Вия Келминс
Работы латвийско-американской художницы Вии Келминс — черно-белые пейзажи с изображением океана, Галактики, неба, воссозданные в духе гиперреализма. Келминс начинала работать в 60-х, и уже в 1965-м состоялась ее первая выставка. Ни один из пейзажей Вии не идентифицируется по месту нахождения. Часто пишут, что на Келминс повлиял итальянский натюрмортист начала прошлого столетия Джорджо Моранди, однако если его произведения про гармонию, то картины Келминс скорее про одиночество и изоляцию. Чувство умиротворения они вызывают не у всех: в 2009 году охранник Музея искусств Карнеги намеренно поцарапал картину ключом, потому что она ему «не нравилась», нанеся тем самым урон на $240 тысяч. Аукционным рекордом для художницы стала картина «Горящий самолет» (1965), проданная на Sotheby's за $3,4 млн.
«Горящий самолет», Вия Келминс, 1965
10. Розмари Трокель
Если перечисленные выше художницы работают преимущественно в области живописи, то работы Розмари Трокель — не только рисунки, но и инсталляции. В них она часто испытывает влияние родоначальника жанра Йозефа Бойса. Подобно ему, Трокель работает с самыми различными материалами, например с шерстью: ее вязаная картина «Без названия» ушла в мае 2014 года на Sotheby's почти за $5 млн. Художница объясняет свой творческий метод так: «В 70-х было много сомнительных женских выставок — в основном на тему дома и быта. Я попыталась работать с шерстью, с материалом, который рассматривался именно в этом контексте, и вынести его в более нейтральную плоскость. Этот простой эксперимент вырос в мой личный товарный знак, но в действительности я не хотела этого». Как и другие участницы списка, она выставлялась на Венецианской биеннале — представляла Германию в 1999 году.
«Без названия», Розмари Трокель, 1952