56-я Венецианская биеннале откроется для публики 9 мая, но в городе на воде уже вовсю проходят вернисажи и встречи с кураторами и художниками. Один за другим открываются и национальные павильоны. Рассказываем, что во время смотра будет происходить в российском
Экспозиция неслучайно получила название «Зеленый павильон». Павильон России действительно снова стал зеленым, вернувшись таким образом к истокам — именно таким его задумывал Алексей Щусев и таким он открылся 101 год назад. Для Ирины Наховой, лауреата «Премии Кандинского», готовившей выставку, преображение павильона стало частью авторской концепции. Оказавшись внутри, вы понимаете, что художница и правда говорит при помощи цвета, а залы, каждый из которых выкрашен в свой собственный оттенок, становятся некоторой чередой снов. Главный объект в первом, металлически сером, — двухметровая голова пилота в кислородной маске. «Фигура пилота — это фигура художника, изолированного от всего мира, замкнутого в кабину сверхзвукового истребителя и осуществляющего собственную непредсказуемую миссию... Общение с окружающим миром предельно опосредованно: набор используемых и узнаваемых жестов крайне невелик, и реакция на них наблюдателей неадекватна», — приводятся слова Ирины Наховой в каталоге, выпущенном к открытию павильона. Фрагментированность персонажа и двойственность его состояния (при приближении зрителя к объекту пилот открывает глаза) снова возвращают к мысли о снах.
Другой зал экспозиции и по совместительству центральная часть павильона — черный, так что ассоциации с «Черным квадратом» Малевича здесь неизбежны и неслучайны: на полу абсолютно пустого зала — стеклянный квадрат, который, если на него наступить, становится прозрачным. Получается, что то, каким будет объект (замутненным, если смотреть на него издалека, или бесцветным, если вступить с ним во взаимодействие), снова зависит от зрителя.
Оказавшись на квадрате, вы поймете, что в пространстве прямо под вами идет видеозапись, среди образов которой — движущаяся толпа, потоки воды, черви и растения.
Дисбаланс гарантирует и следующий зал. После монохромного и тотального черного его яркая зелено-красная расцветка не может не ослепить. «Наховская зелено-красная комната — это постмодернистский (джеймисоновский, как иногда говорят) гибрид цветоформы и цветотекста со следами достижений и искажений, отражающих состояние всего общества в целом», — сообщает текст каталога. В своем проекте для российского павильона Ирина Нахова ведет зрителя через советское, постсоветское в наше сегодняшнее и даже в будущее, устраивая запутанный лабиринт из образов и понятий. Такой, который как раз и бывает во снах.
Напомним, что у биеннале, как всегда, есть и параллельная программа, в рамках которой можно посмотреть на работы AES+F и Recycle Group.