Длинные выходные уже скоро. Куда ехать? Конечно, в Петербург. В помощь наш список городских событий, актуальных в ноябре. Полезные советы для автолюбителей также прилагаются.
Porsche Cayenne c узнаваемым «заостренным» дизайном кузова, повышенной топливной экономичностью, мощным двигателем и комфортным салоном позволит за три дня увидеть столько, сколько пешеход не успеет и за неделю.
Cayenne, как едва ли не единственный спортивный автомобиль в сегменте SUV, умеет невозможное: позволяет разместить толпу друзей в просторном салоне, а на дороге ведет себя почти как гоночный болид.
В салоне комфортного автомобиля любые расстояния — пустяк. Возможно, путь от музея уличного искусства до новой сцены Александринского театра и отнимет какое-то время в пробках, зато воспоминания о первой идеально спланированной поездке скрасят грустное утро понедельника.
Сестрорецк
20 км Приморского шоссе
С автомобилем причин оставаться надолго в городе почти нет. Для Петербурга лучшее загородное направление — побережье Финского залива. Примерно в 20 км по Приморскому шоссе находится Сестрорецк. Полюбить его стоит за широкие песчаные пляжи, деревянные дачи и парк «Дубки», высаженный еще при Петре I. Именно с мыса, на котором разбит парк, открывается лучший вид на залив и Кронштадт. Здесь же — на берегу искусственного озера Разлив — знаменитый «Шалаш» Ленина или «последнее подполье Ильича». Там он под видом финна-косца скрывался от Временного правительства и, сидя на пеньке, писал «Государство и революцию».
На территории, кроме собственно шалашей — временного макета из сена и монументального памятника из гранита, — обилие странного и диковатого ленд-арта. Например, огромный бюст Ленина, установленный на обычном деревянном помосте, или ВАЗ-2108 «Спутник», с деревянных опор стремящийся прямо в небо. Повод поделиться увиденным с друзьями в Instagram найдется не один.
Чуть дальше по Приморскому шоссе — санаторий «Дюны» с гольф-клубом и нудистским пляжем. Осенью не так актуально, но стоит на всякий случай иметь в виду.
Примерно на 41 км скрывается семейно-идиллическая «Рыба на даче» (часть Probka Family и, как понятно из названия, загородная версия «Рыбы на Академика Павлова»). Местные и заезжие гости ценят заведение за живописную природу вокруг, окна от пола до потолка, через которые можно на нее любоваться, и почти домашний уют. В меню, вопреки названию, не только рыба: здесь и грузинский салат с брынзой и грецким орехом, и узбекский лагман, и балтийская килька с картофелем, и финская рыбная похлебка, и вечная итальянская пицца и карбонара. Ленину такое изобилие в его шалаше и не снилось.
Уже сытым можно продолжить осмотр благополучного побережья. Дальше по Приморскому шоссе вплоть до самого Молодежного сплошь элитная недвижимость — дачи банкиров, чиновников и творческой интеллигенции. Репино, где жил Алексей Герман — старший, и знаменитое Комарово тоже здесь.
Насмотревшись на дачное деревянное зодчество начала XX века, можно смело сворачивать обратно в Петербург.
Новая Голландия
Набережная Адмиралтейского канала, 2; пн-чт — 11:00 — 22:00, пт-вс — 11:00 — 23:00
После масштабного запуска с фейерверками и многокилометровыми очередями Новая Голландия теперь открыта круглый год. До этого (с 2011 по 2013 год) на территории парковой зоны функционировал сезонный проект «Лето в Новой Голландии».
Новые объекты обещают открывать в несколько этапов. Для посетителей уже доступен павильон сцены (создан по эскизам разрушенной парковой сцены Сестрорецкого курорта). На облицованных лиственницей подмостках успели выступить СБПЧ с детским и Игорь Вдовин с симфоническим оркестрами соответственно.
Своеобразный экскурс в кораблестроительное прошлое острова можно совершить в детской зоне — специально для нее в масштабе 80 % воссоздан каркас фрегата «Петр и Павел», внутри — выполненные по всем традициям русского мореходства корабельные снасти. Все меры безопасности соблюдены, а в буквальном смысле интерактивное напоминание об истории пригодится и взрослым.
Прямо по соседству с шумной детской площадкой разбит травяной сад с укропом, тимьяном, мелиссой, лавандой и мятой. Правда, возможно, в эти выходные нежную поросль уже припорошит снег.
Хотя две оборудованные для петанка площадки имеются, в ноябре в него особо не поиграешь. Зато с 19 ноября и вплоть до самого марта на острове начнет работу открытый каток. Расположится он перед сценой и, как обещают организаторы, вместит до 300 человек.
В закрытом выставочном павильоне, напоминающем оранжерею, открылась выставка Арсения Жиляева «Циолковский. Вторые пришествия». Проект и параллельная лекционная программа посвящены наследию русского космизма (разобраться в нем, как показывала практика, бывает непросто). Познакомиться с фантазиями художника о музее будущего, посетить филиал вымышленной музейной сети «Колыбель человечества» и увидеть золотую фигуру Юрия Гагарина можно до 10 ноября.
Знаменитое здание бывшей тюрьмы «Бутылка» (от него, по легенде, произошло выражение «не лезь в бутылку») планируется к открытию только в 2017 году, зато сразу на четырех этажах, с книжным магазином, кафе, сайклинг-студией и детским центром. Отличный повод вернуться по весне.
Расстроить автолюбителя сможет разве что отсутствие рядом с бывшими корабельными верфями полноценной парковки, в наличии только велосипедная.
Юлия Галкина, редактор раздела «Город» The Village Петербург
«Припарковаться в центре города может быть непросто, поэтому есть смысл добираться до острова на общественном транспорте — подробные инструкции с картой есть на сайте Новой Голландии».
Probka на Добролюбова
Проспект Добролюбова, 6; пн-вс — 12:00 — 00:00
От Новой Голландии буквально рукой подать до Васильевского острова. Дальше двигаетесь по одной из знаменитых линий В. О., и вот перед вами — Тучков мост.
Юлия Галкина, редактор раздела «Город» The Village Петербург
«Тучков мост сейчас частично закрыт на ремонт: проехать по нему можно только с Васильевского острова на Петроградскую сторону. Из-за этого у моста часто бывают серьезные пробки. Зато у станции «Спортивная» теперь есть второй выход: перебраться с Петроградской на Васильевский можно по тоннелю под Малой Невой на траволаторе, он работает даже ночью, так что при случае ждать сведения мостов не придется».
На мосту можно столкнуться с небольшими заторами, зато на Петроградской стороне ждет пробка, где находиться куда приятнее.
Probka на Добролюбова, 6, — флагманский ресторан Арама Мнацаканова, которого в Москве знают по одноименному проекту на Цветном бульваре. Ресторан сменил прописку с улицы Белинского на проспект Добролюбова (от литературоведческого сравнения удержаться сложно) и сильно обновил концепцию. В частности, в том же здании открылась более демократичная Probka Café (сказывается непосредственная близость бизнес-центра «Газпромнефти», 800 сотрудников которого тоже нужно кормить).
Главное, зачем стоит ехать в Probk′у, — это, конечно, лучшая в городе винная карта из более чем сотни позиций, а также секретный зал-гостиная, именуемый «Квартира», где регулярно проводятся званые ужины с самим Арамом у плиты. Ближайший такой ужин состоится 17 ноября, мест всего 10, так что бронировать лучше заранее.
По вечерам и выходным в Probk′e происходит удивительное: то Данила Козловский стихи прочитает, то американский акустический квартет Phly Boyz пляшет едва ли не на столах с саксофоном и барабанами, то родная группа FRUKTы зажигает не хуже, чем на «Вечернем Урганте».
В меню — традиционная итальянская классика, за которую, впрочем, едоки обеих столиц так любят Probk′у. Есть и локальные хиты, вроде рагу из телятины с обжаренными артишоками или аньолини в бульоне (по сути — пельмени, но есть тонкости, здесь сам шеф рассказывает, как их готовить). В ноябре нужно успеть попробовать блюда с трюфелем, который здесь особенно рекомендуют добавить в пасту аль бурро или ризотто алла пармиджана.
Василий Кандинский и Россия в Русском музее
Набережная канала Грибоедова, 2; c 22 сентября по 4 декабря 2016 года
Выставка приурочена к 150-летию основоположника абстракционизма. Экспозиция не упускает ни единого шага его творческого пути: здесь и иконы северного письма, и лубки с образцами русского народного искусства (вдохновение молодого автора), и ранние фигуративные полотна, и работы коллег по группе «Синий всадник», и более зрелые графические произведения Кандинского, и авторский фарфор.
Кстати, с 6 октября по 24 ноября вход в Русский музей и корпус Бенуа, где проходит выставка, бесплатный.
Ян Фабр: «Рыцарь отчаяния — воин красоты» в Государственном Эрмитаже
Зимний дворец, Новый Эрмитаж, Главный штаб, Дворцовая площадь, 2; c 22 октября 2016 по 9 апреля 2017 года
Подробно о, без преувеличения, главной выставке осени мы уже рассказывали здесь.
Событие можно считать уникальным по нескольким причинам. Во-первых, невиданный прежде масштаб: ни один современный художник еще не выставлялся сразу в Зимнем дворце, Новом Эрмитаже и Главном штабе. Во-вторых, поразительная своевременность: именно сейчас Ян Фабр — один из самых актуальных художников, чьи выставки уже прошли в зале фламандского искусства в Лувре, а также в крепости Бельведер во Флоренции. В-третьих, уникальность представленных работ: некоторые произведения создавались специально для Эрмитажа, например серия мраморных барельефов «Мои королевы» в зале Ван Дейка, маленькие картины «Фальсификация секретного торжества IV» в Романовской галерее или серия реплик на работы Рубенса (нарисована шариковой ручкой Bic и выставлена в одном зале с оригиналами). В-четвертых, уникальный диалог современного и классического искусства: мозаика из панцирей жуков (фирменная техника Яна Фабра) «После пира короля» соседствует с полотном Якоба Йорданса «Бобовый король» и намекает на бренность всего сущего; скелет из панцирей скарабеев, обнимающий парящего лебедя в зале Снейдерса, находится рядом с таким же лебедем на картине «Птичий концерт».
Вход в Эрмитаж до 24 ноября также бесплатный (спасибо специальной акции к 175-летию Сбербанка), из сложностей — разве что парковка рядом с Дворцовой.
Юлия Галкина, редактор раздела «Город» The Village Петербург
«Участок Большой Морской улицы у арки Главного штаба теперь пешеходный, и парковаться там нельзя. О «пешеходности» участка, правда, свидетельствуют лишь номинальный «кирпич» и несколько скамеек. Но в следующем году тут обещают общественное пространство по проекту бюро «Хвоя» и «АМ-ТРИ».
Street Art Museum
Шоссе Революции, 84 (вход с Индустриального проспекта)
Первый в России музей уличного искусства находится в промышленном районе Петербурга, на некотором удалении от метро. И хотя от площади Ленина до действующего завода слоистых пластиков (где и расположился музей) курсирует бесплатный автобус, лучше добираться туда на автомобиле. На сайте музея есть подробная схема близлежащих парковок.
Пару лет назад мы уже подробно рассказывали о концепции и зарождающейся экспозиции музея.
Началось все почти случайно: с граффити-вечеринки в одном из заброшенных цехов завода летом 2011-го. Первые работы стали появляться на площадях завода уже в 2012-м, а в 2014 году территорию открыли для посещения вместе с самой первой выставкой.
На откуп граффитчикам, 3D-мепперам и прочим уличным художникам отдали почти двести километров стен промзоны общей площадью в 11 гектаров.
К настоящему моменту территорию завода покрыли работы почти всех ведущих российских и многих зарубежных граффити-художников: среди них — покойный Паша 183 (его знаменитую «Аленку» специально привезли в SAM для реставрации и хранения из московского парка «Лосиный остров»; более подробно о вызволении и спасении «Аленки» можно почитать здесь), Тимофей Радя, Кирилл Кто, Андрей Оленев, Никита Nomerz, Миша Most, Escif, Clemens Behr, Eltono, Алексей Luka, QBic и другие.
Кстати, знаменитая Майя Плисецкая на Большой Дмитровке в Москве авторства бразильца Eduardo Kobra также появилась не без участия музея стрит-арта: институция в свое время выступала куратором проекта.
Одна идея развития удаленных районов и индустриальных территорий посредством спонтанного уличного искусства вызывает уважение. Про красивые фото на фоне масштабных муралов мы даже не говорим.
Выставка «Полный провал» в Музее театрального и музыкального искусства
Площадь Островского, 6; с 29 сентября по 4 декабря 2016 года
Начать знакомство с театральной жизнью Северной столицы лучше с теории. И здесь как раз кстати открытие выставки под говорящим названием «Полный провал». В центре внимания — спектакли, пережившие громкий провал на сцене, но впоследствии ставшие частью русской и мировой классики.
Истории о том, куда бежал Чехов после неудачи «Чайки», почему Дягилев обрадовался провалу «Весны священной» и как балет Шостаковича «Болт» даже не дожил до премьеры, — лишь малая часть баек, которые приготовили для посетителей остроумные кураторы выставки.
С расписанием экскурсий по экспозиции можно ознакомиться здесь.
«Земля» Максима Диденко на Новой сцене Александринского театра
Набережная реки Фонтанки, 49а; 24 ноября и 4 декабря 2016 года, 19:30
За практическим знакомством с лучшими образцами уже современной драмы далеко идти не придется. По соседству с театральным музеем на Новой сцене Александринского театра уже третий сезон с успехом идет «Земля» Максима Диденко.
Молодой петербургский театральный режиссер работает на стыке традиционного и физического, или телесного, театров, исследует границы сценического языка и новой театральной лексики.
В случае со своим новым спектаклем Диденко представляет танцевальную адаптацию одного из самых главных и самых идеологически спорных образцов советского немого кино — «Земли» Александра Довженко. В новой версии вместо «голоты с кулаками» из украинского села времен коллективизации — обычный спортивный зал времен 90-х и две баскетбольные команды — «синие и красные».
В работе над спектаклем, значительную часть которого составляют танцевальные номера, приняла участие голландский хореограф и мастер contemporary dance Селия Амаде. За музыкальное сопровождение отвечает композитор Иван Кушнир, который нарезал цитаты из оригинального саундтрека советского композитора Льва Ревуцкого и превратил их в смесь трип-хопа, дрим-попа и дремучей экспериментальщины.
Смотреть стоит немедленно, пока постановка не пострадала от какого-нибудь очередного нелепого запрета.