На Новой сцене Большого театра состоялась премьера оперы «Дон Паскуале», поставленной Тимофеем Кулябиным. Рассказываем, что нового можно узнать о герое итальянской комедии дель арте из этой версии режиссера
Конечно, про премьеру «того самого режиссера, который поставил "Тангейзер"», в Большом театре не знает только ленивый. Для Тимофея Кулябина комическая опера Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале» — первый оперный спектакль после скандала с постановкой вагнеровского «Тангейзера» в Новосибирском театре оперы и балета. На сцене Большого опера-буффа «Дон Паскуале» игралась почти что 150 лет назад — в 1872 году, хотя это одна из самых известных и любимых публикой и другими театрами опер Доницетти. В основе сюжета — шутка, которую решают сыграть молодая девушка Норина и ее брат доктор Малатеста с пожилым преподавателем университета Доном Паскуале. Паскуале, по закону жанра, сварливый и не очень сговорчивый дед, не желающий женить своего племянника Эрнесто на Норине. Он и сам не прочь найти себе молоденькую жену и отдохнуть наконец от высоких материй. Доктор и Норина решают его проучить: та прикидывается невинной девушкой из монастыря, женит на себе старого профессора, отнимает все имущество, перестраивает дом и вообще рушит всю жизнь добропорядочного Паскуале. Тот так от нее устает, что хочет развод и готов отдать все что угодно, лишь бы никогда больше не видеть эту фурию.
Сюжет выстроен как классическая итальянская комедия дель арте, у каждого персонажа свое амплуа: Норина — хитрая, Эрнесто — добрый, Паскуале — глупый и зазнавшийся. В опере есть и конфликт старого и молодого: дескать, ишь, старик, что вздумал, — жениться на молодой негоже. Впрочем, если в середине XX века это могло кого-то ошарашить, то сегодня, во времена бесконечных похождений Хью Хефнера и женитьб Руперта Мердока, когда семидесятилетние — это новые пятидесятилетние, Паскуале только откровенно жалко — слишком уж много на него обрушивается бед.
Спектакль Тимофея Кулябина скорее про конфликт не старого и молодого, но двух разных миров и культур. Режиссер находит героям Доницетти прототипы из современной жизни. Тусовщица Норина пьет шампанское по утрам и мечтает о том, как бы разбогатеть, а ее «избранник» (именно так она говорит про любовь к Эрнесто — в кавычках) ходит в затертом пиджачке — книг у него больше, чем вещей. Самое страшное, что он может сделать в гневе, — вырвать странички из книги и кинуть дядюшке в лицо. Если Норина обманет и его, Эрнесто претендует на то, чтобы стать копией своего дяди — вторым Паскуале.
У Кулябина мир дона Паскуале — это мир старомодных иерархий, подобострастия, лизоблюдства и поклонения кумирам. Он сталкивает агрессивную культуру нуворишей — Норина, как Лопахин из «Вишневого сада», «рубит» все старомодное — с «высокой» культурой университетской науки, где все как один одеты в скучный бежевый цвет. И девочке с улицы ничего не стоит обвести вокруг пальца зазнавшегося кабинетного ученого, потому что иерархий в мире больше не существует, остался только закон джунглей.