Что готовит новая точка на культурной карте Петербурга?
Обычно новорожденное культурное пространство обслуживает определенную сферу: совриск, дизайн, кино, архитектуру или театр. «Ленинград Центр», новая точка на карте Санкт-Петербурга, решился на эксперимент и объединил под одной крышей театральные и выставочные пространства. Buro 24/7 проводит экскурсию по воплощению амбициозной задумки
У здания 1914 года постройки по адресу Потемкинская улица, 4а сложная история взлетов, падений и резкой смены образа жизни. Изначально сдержанный классический фасад скрывал первый в истории Петербурга публичный выставочный императорский павильон, логично продолживший миссию прилегающего Таврического сада — тоже «первого публичного». После почти полувекового постреволюционного забвения в 1959 году здание переквалифицировали в первый в СССР панорамный кинотеатр, где проходили премьеры, блистали советские звезды и щелкали затворы фотоаппаратов. Пережив перестройку, устаревший и порядком поизносившийся кинотеатр дотянул до конца ХХ столетия и закрылся.
Следующие десять лет здание провело в жутковатой неопределенности: в разное время здесь грозились устроить казино, торговые ряды, развлекательный центр. К счастью, варварские задумки благополучно не осуществились, а постройку уже поджидал новый культурный ренессанс: ее «подлечили», «выходили», «приодели» и превратили в многофункциональный «Ленинград Центр».
Реставрировать здание, окончательно запутавшееся в калейдоскопе «профессий» и оттого заметно деградировавшее, поручили испанскому архитектору Рикардо Бофиллу, который постарался провести архитектурную хирургию с максимальной деликатностью: сохранив оставшееся, восстановив разрушенное и приспособив все это под современные нужды.
Учитывая особенности петербургской публики, готовой правдами и неправдами отстаивать каждую лепную завитушку на фасадах исторической застройки, мы постоянно задавали вопрос: неужели не ругали, не протестовали против современности в старых стенах? Оказалось, склонные к скепсису и критике горожане тепло приняли новорожденное культурное пространство. Порадуемся за площадку и пожалуем внутрь.
Команда «Ленинград Центра» руководствовалась девизом: «Многослойной истории — такой же концепт». Каждый этаж здания представляет отдельную историю: театральную, выставочную, гастрономическую.
Как известно, театр начинается с вешалки — гостям «Ленинград Центра» ее подадут милые дамы в перчатках и пиджаках Chanel. Глянцевый полумрак холла балансирует между лоском культурного центра и китчем центра развлекательного, избегая последнего благодаря вниманию к деталям и предельной продуманности. Черное и темно-синее оформление с броскими золотыми сетками-светильниками, красными диванами и креслами — почти потусторонние интерьеры из сериала «Твин Пикс» Дэвида Линча. Отсюда можно пройти в два бара, расположившиеся по обе стороны театрального зала: черный — немного поблескивающий гламур 2000-х с удобной современной интимностью — вышло приятно и атмосферно; и белый — лаундж-зона, вариант музыкальной гостиной с роялем, здесь можно отставить бокал с горячительным и взяться за чашечку кофе. Во время театральных антрактов бары становятся альтернативой театральным кулуарам и буфетам. Главное ноу-хау — самая большая в Европе медиастена, смонтированная из 99 экранов. Одна минута видео — это 24 часа работы. Раздвигаясь, эта стена открывает вход в театральный зал.
Главная сцена
Главная сцена продолжает эстетику холла, разбавляя ее атмосферой Бродвея с винтовыми лестницами и прочерченными неоном ложами. Вместо традиционных театральных кресел, будто созданных для неловкого ерзания, зрителей ждут полукруглые мягкие диваны со столиками — при желании антракт можно устроить не отходя от кассы, вернее, от сцены. На технологии не поскупились — они буквально сыпятся на голову: зал венчает кинетическая люстра из 1000 LED-шаров, способная светиться, ходить волнами, складываться в различные фигуры. Сама сцена с потайными люками и прочими изощрениями — находка для мюзиклов. Экраны позволяют создать любые графические декорации: космос, гранжевые заводские вентиляторы, белый куб. Технологическими «мускулами» сцена щеголяет в первой постановке "Центра" — шоу Illusio, на котором нам довелось побывать. Впрочем, зрелищностью театральная программа не ограничится.
О концепции театральной площадки и ближайших планах нам рассказал Феликс Михайлов, художественный руководитель «Ленинград Центра»:
«Мы делаем ставку на эдьютейнмент — смесь развлечения и просвещения. В театре должен происходить катарсис. Молодое поколение привыкло к тому, что для этого надо «настучать по голове», вывернуть душу наизнанку, «налить крови». Но на серьезные темы можно говорить с юмором и улыбкой. Должна быть самоирония. Мы смешиваем современную хореографию, цирк, мюзикл — для России это что-то непонятное. Нас по большому счету не с чем сравнить. Это развлекательный жанр с попсовой музыкой и спецэффектами, но при этом осмысленный, с культурными кодами. Большая сцена будет для правильных и интересных интертейментов.
Мы хотим предложить зрителю линию разных произведений. Наш следующий эксперимент — одноактная постановка Веры Арбузовой «Стирающий ангел» — с более академической современной хореографией. Это история об абортах. Что заставляет людей пойти на этот шаг? Тема сложная, с ней надо обращаться деликатно. А Олег Габышев сделает более ироничный проект «Группа анонимных трудоголиков» — о человеке и лени.
Помимо зрелищных шоу мы будем развивать другие жанры. Например, формат литературной гостиной вроде «Капели» Алисы Гребенщиковой или «Короткого метра» по стихотворениям Веры Полозковой на сцене ЦИМа. Еще будет проект «Уроки литературы». Лиза Боярская будет читать стихотворения.
Будем делать привозы. Сейчас общаемся с Australian Dance Theatre, у них есть прекрасный спектакль Yourself, смесь балета и акробатической хореографии.
Мы хотим показать разные жанры и темы. Главное, чтобы было качественно, без пошлости и претенциозности. Хочется, чтобы люди уходили с искрой во взгляде. Мы вошли в дом — теперь надо его обживать».
Малая сцена
Поднявшись на третий этаж, мы обнаружим малую сцену «Ленинград Центра». Это помещение более камерное и мобильное. Если расставить повсюду кресла и пуфики и зажечь кокетливые хрустальные люстры, зал может поспорить с блеском лас-вегасских казино. Стоит растащить мебель по углам, завесить все черной тканью — получится идеальное «нулевое» пространство, замершее в ожидании труппы театра «Практика». Феликс Михайлов планирует познакомить Петербург с театральными экспериментами златоглавой Москвы: «Сейчас мы сделаем здесь сцену для труппы «Практики». Мы уже определились со спектаклями: «Сахар», «Бабушки» и «Агата возвращается домой», дело за датами».
Галерея
Между двух театральных «слоев» свежеиспеченного культурного пирога находится выставочный. Галерея «Ленинград Центра» резко контрастирует с театральными интерьерами и холлом — здесь устроили белое, наполненное светом выставочное пространство в лучших традициях жанра. Его можно было бы назвать аскетичным, если бы не мрамор, ненавязчиво изящные светильники-трубки из латуни и прочая детализация благополучия — центр держит петербургскую марку. Просторный холл второго этажа — место многофункциональное: тут можно проводить лекции, показы, устраивать видеоинсталляции — правда, светлому помещению не хватает системы затемнения, но команде, поднаторевшей по части технического оснащения, разобраться с этим будет несложно.
Памятуя о прихотливом прошлом здания, выставочная программа стартовала с исторической экспозиции. Любой куратор подтвердит, что материал проблемный, угрожающий обратиться в пыльную скуку и пафос, но при взаимности благодарный. «Меня встретило белое торжественное пространство. Эта не самая простая тема — разговор об истории, нужно включить все максимальное воображение», — делится Оксана Бондаренко, возглавившая выставочную площадку «Ленинград Центра».
В холле куратор поселила амбиентное («атмосферное») искусство. Практически короткий метр Маши Харитоновой представляет собой медитативное созерцание Таврического сада в разное время суток. А для аудиодуша, под который могут встать зрители, профессиональные дикторы начитали архивные тексты, а также отрывки из художественных произведений. Среди них — воспоминания польского дипломата XVIII века, эпизод из «Дара» Владимира Набокова и прекрасное стихотворение Александра Измайлова о Таврическом саде.
Окна галереи заполнены лицами современников здания — фотографиями из архивов ИТАР-ТАСС. Вдохновлялась куратор проектом, которым открывался знаменитый Palais de Tokyo в Париже. Один из залов посвящен дореволюционной истории здания в бытность выставочным оранжерейным павильоном, другой — истории кинотеатра «Ленинград». Друг на друга смотрят две видеоинсталляции: на одной распускаются причудливые бутоны, на другой мелькают нарезки архивных советских хроник. Перед каждым видео стоит транспарентное изображение исполненного спокойствием и достоинством человека с седой бородкой — это Роман, портье «Ленинград Центра». «Романа мы выбрали из-за благородной внешности. Он воплощает современника, который твердо стоит на земле, трезво оценивает прошлое. Получилась метафора на тему нашей выставки: нужно понимать свое прошлое и учитывать его при планировании будущего», — поделилась Оксана.
Куратор рассказала нам и о грядущих проектах:
«Мы сконцентрируем внимание на контексте, знаменательных датах. Этот год объявлен годом литературы. Мы откроем временный читальный зал — дань традициям места, где в бытность кинотеатра «Ленинград» существовало читальное городское пространство. Будут новинки книжного рынка — о театре, кино, искусстве, конечно, художественная литература. Подборкой книг для нас занимается Константин Шавловский. В формировании проекта участвуют петербуржцы, отсюда и название читального зала — «Все свои». Будут и арт-объекты (примут участие семь современных художников) о книге как материале в руках художника. Поработаем с таким жанром, как книга художника. Будут лекторий, кинопоказы. А закрыть выставку мы хотим книжной ярмаркой, а затем устроить распродажу нашего читального зала.
Также мы сделаем проект к 100-летию "Черного квадрата" Малевича. А в мае у нас будет ретроспектива Михаила Шемякина. Будет проект в рамках культурного обмена Россия—Монако».
На верхнем этаже многослойного «Ленинград Центра» под светлым стеклянным куполом разместится ресторан Андрея Деллоса с одним из лучших видов на Петербург. Складываясь в единую картину, театр, галерея и даже гастрономия образуют тот самый проект на стыке просвещения и гедонизма, которого так не хватало Северной столице.