И особенностям американского коллекционирования
Американский рынок современного искусства — самый крупный в мире. На передовой купли-продажи современного искусства выступает англо-американский аукционный дом Phillips. Buro 24/7 отправилось на разведку туда, где искусство замирает в ожидании категоричного «Продано!»
Когда приходишь в нью-йоркский офис аукционного дома Phillips в Верхнем Ист-Сайде, поначалу кажется, что он не имеет совершенно никакого отношения к современному искусству. Обычно Верхний Ист-Сайд ассоциируется в Нью-Йорке с чем-то более классическим и правильным. Почему-то хочется верить, что современное искусство живет где-то в районе Бауэри. Тем не менее Gagosian Gallery выставила одного из самых ярких участников Art Basel Miami Beach Урса Фишера именно в филиале в Верхнем Ист-Сайде. Даже Музей Уитни более 85 лет занимал здание в этом районе и только в этом году переезжает в Митпэкинг.
Про штаб-квартиру Phillips сложно рассказывать без восхищения. Не потому что за последнее десятилетие этот аукционный дом совершил сумасшедший переворот в арт-бизнесе, а оттого что новые художники и их работы, которые «выстреливают» на переживающем бурный рост арт-рынке США, отлично уживаются в стенах Phillips с шедеврами Стивена Мейзела, признанного классика глянцевой фотографии.
Мы пришли на экскурсию перед самым началом торгов. Приветливая американская традиция не задавать лишних вопросов и быть максимально вежливым со всеми — никогда не знаешь, кто именно зайдет к тебе сегодня, — работает и здесь. Дормены в аскетичных черных пальто и шапках с фирменным логотипом охотно приветствуют гостей и помогают им сориентироваться. Погода в Нью-Йорке была отвратительная — хотелось поскорее добраться до горячительного, чтобы в срочном порядке погрузиться в другую, более «погожую» атмосферу. Но не тут-то было. Как рассказала Светлана Марич, бар для клиентов и гостей аукциона работает только после официального закрытия продаж, а до того по законодательству США это категорически запрещено. Что логично, ведь пребывающие в приподнятом настроении духа гости могут совершить необдуманную покупку в несколько миллионов долларов. Эта информация произвела отрезвляющий эффект двойного эспрессо, и мы продолжили наш персональный тур вместе с самым молодым главным управляющим в истории аукционного бизнеса.
На пяти этажах, занимаемых аукционным домом в роскошном небоскребе на Парк-авеню, искусство поджидает вас буквально везде. По словам Светланы, пространство организовано таким образом, что в залах каждого из этажей находятся произведения, которые будут представлены к продаже уже сейчас или же в ближайшие дни. Лоты, впоследствии проданные в день нашей экскурсии, располагались на первом этаже — их можно было увидеть еще при входе в здание. На минус первом этаже аукционного дома во время нашего визита выставлялись лоты следующего дня, аукциона Under The Influence, который Phillips проводит для продвижения молодых авторов и культуры торгов среди тех, кто пока только задумывается о том, чтобы пополнить ряды коллекционеров. Прийти на эти торги можно без специальной записи — просто зайти прицениться и «разведать обстановку».
На третьем этаже Phillips проходят различные временные выставки. Здесь же располагаются пространства для особых гостей аукциона, которые могут наблюдать за торгами в специальных VIP-комнатах. Именно здесь нередко располагаются крупные бизнесмены и голливудские звезды, известные своей любовью к современному искусству.
На аукционы приходит разная публика. Американский арт-рынок находится в той стадии, когда все коллекционируют все. Художники, чьи работы продаются с молотка и участвуют в различных ярмарках от Майами до Калифорнии, и сами ходят по аукционам и арт-смотрам в поисках произведений для собственной коллекции. Уровень вовлечения американских коллекционеров обеспечивает рынку стабильность и независимость и гарантирует интерес к торгам на много сезонов вперед. По словам Светланы, основной клиент аукционных домов в Нью-Йорке — это сами американцы. Локальный рынок, международный с виду, на самом деле четко сфокусирован на самом себе. Общественный интерес и умение из всего сделать шоу этому только способствуют. Даты проведения аукционов приурочены к другим знаковым событиям вроде арт-ярмарки Armory. Так поступают все: в эти дни практически невозможно записаться на экскурсию в дом Джадда, а Гуггенхайм традиционно устраивает программу мастер-классов и планирует выставки, связанные с американским современным искусством.
Будто нарочно в эти дни в одном из арт-клубов Нью-Йорка показывали фильм про Дороти и Херба Фогель. Документальная лента рассказывает про американских коллекционеров 50—60-х годов, которые на скромные зарплаты сотрудников библиотеки и почты ежемесячно покупали современное искусство. К 90-м им удалось собрать грандиозную коллекцию современного американского искусства, включавшую около 2 000 произведений знаковых художников — от Джадда и Льюта до Кунса и Чемберлена. Все работы чета Фогель хранила в своей однокомнатной квартире: под кроватью, на книжных полках, в дверных проемах. По оценкам экспертов, общая стоимость коллекции на тот момент составляла более $ 46 миллионов. Поначалу скромные пенсионеры принесли коллекцию в дар Национальной галерее в Вашингтоне, а затем распорядились передать произведения в различные музеи всех пятидесяти штатов США — каждый получил по 50 новых экспонатов. Супруги Фогель показали, что не нужно иметь миллионов, чтобы быть коллекционером, по-настоящему любить искусство и приобщиться к процессу его создания. Многие современные художники признательны Хербу и Дороти за то, что благодаря их поддержке они в свое время могли оплачивать аренду студий.
В завершение экскурсии мы наблюдаем за очередным аукционом — продают работы Ричарда Принса и Марка Флада. Phillips удается одновременно следовать трендам, диктуемым коллекционерами нового поколения, и не забывать о классических торгах. Невольно вспоминая историю четы Фогель, начинаешь по-новому относиться к этому аукционному дому с более чем двухсотлетней историей. Хочется вступить в ряды ценителей молодого искусства и подобно американским коллекционерам начать инвестировать в прекрасное.
Другие истории
Подборка Buro 24/7