Новая страница американского искусства
1 мая в Нью-Йорке после переезда наконец откроется Музей Уитни. В преддверии торжественного дня корреспондент Buro 24/7 побывал в новом здании, поговорил с архитекторами и кураторами и теперь рассказывает, что нас ждет
Массивное, хаотичное, напористое здание работы итальянского архитектора Ренцо Пиано, в котором 1 мая вновь откроется для публики Музей американского искусства Уитни, абсолютно созвучно Нью-Йорку в своей высчитанной утилитарности и амбициозном присутствии. После угрюмой «перевернутой лестницы» Марселя Брейера на Мэдисон-авеню, последним аккордом в которой для Уитни стала нашумевшая выставка Джеффа Кунса в прошлом году, новое здание, характерно ступенчатое, завлекает круговыми видами и обилием естественного света и открытого пространства. Для Уитни переезд стоимостью в $ 760 миллионов был продиктован необходимостью расширения. «Новое здание, в равной мере грубое и утонченное, было задумано прежде всего как вдохновляющее пространство для художников, открывающее простор для фантазии», — говорит Адам Д. Уайнберг, директор музея. «Мы создали пространство, где у каждого есть возможность выстроить глубоко личную связь с искусством. Это здание станет площадкой для открытий, риска и диалога. Здесь найдут свой творческий дом исследователи, кураторы и самые значимые, смелые и неоднозначные художники нашего времени». Девятиэтажное здание общей площадью в 20 500 квадратных метров от архитекторов Центра Помпиду в Париже держится на единственной колонне, что расширяет внутреннее пространство и обеспечивает его непрерывную трансформацию. «Обширные галереи, отданные в новом здании под постоянную коллекцию, — это революция для Уитни. В них уникальные образцы американского искусства из собственной коллекции музея будут выставляться в беспрецедентном до сегодняшнего дня масштабе», — говорит куратор Уитни Донна Де Сальво. Впервые в истории в Уитни появится образовательный центр, театр, административное крыло и несколько террас. Хай-Лайн и Уитни, вместе с планирующимся у реки парком, формируют мощный кластер, обещающий стать новым центром притяжения в Нью-Йорке.
Музей
Истории музея в новом Уитни отведена целая экспозиция под названием «Дом восемь на Восьмой Западной улице». Музей американского искусства Уитни задумывался для поддержки американских художников Гертрудой Вандербильт Уитни, портрет которой работы Роберта Генри можно увидеть в лобби. В начале ХХ века художники, исследующие новые идеи и концепции, сталкивались с непреодолимыми сложностями, когда пытались выставлять или продавать свои работы. Вандербильт Уитни, сама увлекавшаяся скульптурой и не стесненная материально, начала приобретать и выставлять их работы, постепенно став покровителем искусств и опорой для многочисленных художников. В 1914 году в своей студии в Гринвич-Виллидж она начала выставлять работы, отвергаемые музеями и галереями из-за их неординарности. К 1929 году ее коллекция насчитывала более 500 работ, которые она предложила Метрополитен-музею. Получив отказ, Вандербильт Уитни основала собственный музей, единственный в своем роде, с фокусом исключительно на искусстве и художниках Соединенных Штатов. Музей распахнул свои двери в 1931 году всего в нескольких кварталах от нового здания. После кратковременного пребывания на 54-й улице с 1954 года, в 1966 году музей обосновался в здании в стиле баухауз авторства Марселя Брейера на Мэдисон-авеню и 75-й улице. Сегодня Уитни может похвастаться несравненной коллекцией американского искусства, насчитывающей более 22 000 работ и включающей картины Джорджии О’Киф, Эдварда Хоппера, Джозефа Стеллы, Марка Ротко, Джона Стюарта Кэрри, Жан-Мишеля Баскии и других.
Получив отказ, Вандербильт Уитни основала собственный музей, единственный в своем роде, с фокусом исключительно на искусстве и художниках Соединенных Штатов.
Здание
«Мы все любили Уитни в его старом доме на Мэдисон-авеню. Построенное Брейером здание было уникально, — говорит обладатель Притцкеровской премии, архитектор нового Уитни Ренцо Пиано и добавляет: — Работать с таким наследием было настоящим вызовом». При всей своей массивности Уитни словно парит над землей и демонстрирует уважение к окружающему пространству и видам, будто немного «отклоняясь» и оставляя открытым вид на Гудзон. Как объясняет Пиано, «вы заметите, что сложно разглядеть, где кончается здание и начинается улица, — так здание становится частью города. Идея здания, парящего над землей, строится вокруг гостеприимства, приглашения зайти внутрь. Как европеец, я всегда ценил историю, но фантазия и свобода ничуть не менее важны. И работы, которые вы увидите в этом музее, пронизаны свободой. Я надеюсь, что во время посещения музея вы почувствуете: дизайн здания следует за этой свободой, делает ее видимой. С востока Уитни говорит с городом, а с запада — с остальным миром». Ключевой элемент здания — четыре уникальных лифта, вовлекающие посетителей в диалог с искусством с первых шагов в музее. Заходя внутрь, гости оказываются в одной из четырех инсталляций, составляющих последнюю работу Ричарда Артшвагера «Шесть в четырех»: в огромной плетеной корзине, под столом, на ковре перед зеркалом или у неожиданной двери возле окна. Выполнив свою дневную службу, ночью лифты с распахнутыми дверями будут «припаркованы» на первом этаже, представленные на обозрение прохожих через стеклянные стены лобби музея. Четыре каскадные террасы, обращенные на север с захватывающими видами Хай-Лайна и Гудзона, расширяют выставочное пространство музея и также размывают границы между галереями и городом. Террасу на пятом этаже занимает созданная специально для Уитни трехчастная инсталляция Mary Heilmann: Sunset авторства абстракционистки Мэри Хайльман, которая считает, что «в музеи ходят тусоваться». Хаотичные гостеприимные группы радужных стульев, видео о трансформации района и разрушении Западного Хайвея, снятое Хайльман в 1980-х, и две массивные неоново-розовые геометрические формы, карабкающиеся по северному фасаду музея, — это наглядная демонстрация новых возможностей музея и, по словам куратора Донны Де Сальво, «приглашениe для художников воплощать свои самые смелые амбиции в прежде недоступных форматах».
Экспозиция
Уитни открывается выставкой «Америку сложно разглядеть» (America Is Hard to See). В амбициозную экспозицию, название которой взято из поэмы Роберта Фроста, вошло более 600 работ авторства 400 художников из собственных архивов Уитни. Занимая все внутренние и внешние выставочные пространства, выставка переписывает историю американского искусства с 1900-х годов до сегодняшнего дня, предлагая свежий взгляд на коллекцию Уитни. Впервые в истории музея собиравшиеся больше века архивы выставляются в таком объеме, без труда занимая все восемь этажей. Черпая вдохновение в хранилищах Уитни, выставка «Америку сложно разглядеть» исследует темы, идеи и концепции, занимающие американских художников последние сто пятнадцать лет. Нарратив выставки строится на динамичном ощущении вмешательства и конфликта, в которых отразилась борьба художников и обнажились политические и социальные протесты. Разные художественные методы выставлены бок о бок, что разрушает границы и обозначает новые связи. До сих пор не выставлявшиеся работы находят свое место рядом с культовыми картинами в целенаправленной попытке бросить вызов привычным определениям американского художественного канона и обнажить неудобную сложность искусства США. «Название «Америку сложно разглядеть» указывает на невозможность нарисовать аккуратную и чистенькую картину этой страны, ее культуры и, в частности, ее искусства. Создавая ее, мы не стремились представить четкую классификацию, а скорее старались выстроить последовательность провокационных глав и заново задуматься об истории американского искусства с его первых шагов и до сегодняшнего дня», — говорит Де Сальво.
До сих пор не выставлявшиеся работы находят свое место рядом с культовыми картинами в целенаправленной попытке бросить вызов привычным определениям американского художественного канона и обнажить неудобную сложность искусства США.
Будущее
В новое пространство Уитни переезжает с большими планами и инициативами. Например, впервые в истории у музея появится образовательный центр. В расположенном на третьем этаже пространстве можно будет прикоснуться к искусству на мастер-классах (для всех возрастов), послушать лекции и посмотреть обучающие фильмы. «Искусство должно быть доступно каждому, независимо от достатка и почтового индекса», — говорит президент фонда Лори М. Тиш. «Сама архитектура нового здания Уитни, его прозрачные стены и внешние галереи, бесплатный вход в лобби и гостеприимные общественные пространства подразумевают тесную связь между музеем и людьми», — подтверждает председатель образовательных программ Елены Рубинштейн Кэтрин Поттс. С октября к собственной коллекции музея добавятся и другие выставки. На данный момент в планах на конец 2015 — начало 2016 года экспозиция Арчибальда Мотли, первые персональные выставки Софии Аль-Марии и молодых ньюйоркцев Джереда Мадере и Рейчел Роуз, ретроспектива Фрэнка Стеллы, инсталляция Лоры Пойтрас и традиционная, и всегда ожидаемая, биеннале в 2017 году. Новый Уитни — огромный шаг для Нью-Йорка и американского искусства в целом. В подтверждение тому 1 мая Эмпайр-стейт-билдинг озарит уникальное световое шоу, вдохновленное коллекцией работ, нашедших свой новый дом на восьми этажах футуристичного музея.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7