В Еврейском музее открылась ретроспектива одного из главных мастеров совриска. Чем знаменит художник, каких методов придерживается и какие темы его волнуют?
Когда: 9 ноября 2016 — 5 февраля 2017
Где: Еврейский музей и центр толерантности, Ул. Образцова, 11, стр. 1А
Мастер настенных росписей и витражей
Герхард Рихтер начинал как художник настенных, почти фресковых, росписей. Его первой работой стала крупноформатная роспись «Общение с Пикассо» (1955), за которую он получил степень бакалавра в Высшей школе изобразительных искусств в Дрездене. Там Рихтер учился у театрального художника Карла фон Аппена и критика Уилла Грохмана, автора монографий по Кандинскому и Клее. Его следующая фреска «Радость жизни» украсила стены Немецкого музея гигиены. Обе работы имеют политический подтекст, связанный с переездом мастера из ГДР в ФРГ буквально за несколько месяцев до строительства Берлинской стены в 1961-м. Позднее он снова вернется в Дрезден в 1971 году, но уже в качестве профессора Высшей школы, где будет преподавать на протяжении 15 лет. Живопись маслом — не единственная техника, к которой прибегает Рихтер. Известен он и как мастер работ по стеклу, — в 2007-м он создал витраж Кельнского собора на месте одного из разрушенных во время войны.
Gray (1973). © Герхард Рихтер 2016
Капиталистический реализм
Из Дрездена Рихтер переезжает в Дюссельдорф, где учится в Академии художеств. В начале 60-х там преподает монументальную скульптуру Йозеф Бойс. Там же состоялась его первая выставка в 1963 году. Вместе с единомышленниками Зигмаром Польке и Конрадом Фишером Рихтер придумывает термин «капиталистический реализм». Как несложно догадаться, он подразумевал антипод реализму социалистическому — официальной доктрине советского лагеря, утвержденной на Всесоюзном съезде писателей еще Максимом Горьким в 1934-м. В отличие от последнего, капиталистический реализм в первую очередь обращался к потребительской философии Западного мира, а в качестве художественных приемов использовал рекламные образы, что было близко идее поп-арта.
Из серии November (2008), серия из 54 работ. © Частная коллекция 2016
Отрицание единого стиля
Стиль Герхарда Рихтера никогда не был единым, наиболее характерные для него направления — гиперреализм и абстракция — во многом противоположны друг другу. Художник много экспериментирует: например, создает живописные полотна по увеличенным черно-белым фотографиям. Он использовал самые разные снимки — от фотографий Бриджит Бардо и рекламных вырезок до семейных фотоархивов. Однако в отличие от рекламного языка поп-арта, работы Рихтера полны более глубинных тем — он не заигрывает с реальностью, а исследует ее образы в абстрактной и фигуративной живописи. Его произведения полны меланхолии, часто они связаны с трагическими мировыми или личными событиями. Фотография для него — неизменный и непроницаемый источник, от которого художник отталкивается в процессе создания нового образа. Одна из наиболее известных серий — работы 1989 года, в которых он показывает узников «Фракции Красной Армии», левой террористической группировки. Тема политики занимает его не раз — абстрактная серия «Биркенау» (2014), представленная на выставке в Еврейском музее, посвящена узникам концлагерей. Четыре фотографии были сделаны в 1944 году членом Зондеркоманды — на них изображены трупы, которые готовят к сжиганию в крематории. Рихтер переводил снимки из лагеря смерти Биркенау на полотна, а затем накладывал краску слой за слоем, чтобы воссоздать контраст горы трупов и фрагментов природы — дерева и неба, также запечатленные на одном из снимков.
Искусство Рихтера построено на отношении реальности и абстрактных образов, в которые художник трансформирует существующие фотографии. Помимо «Биркенау» на выставке также можно увидеть его абстрактные полотна Halifax (1978), War Cut (2004) и Museum Visits – коллекцию из 24 зарисованных фотографиий, которые исследуют проблему соотношения абстракции и реального образа. Там же представлено и одно из его наиболее известных зеркальных произведений – Spiegel Grau (1991). Впервые Рихтер начал работать со стеклом в 1967-м, когда создал «4 панели из стекла», а спустя почти 40 лет создал 11 таких панелей. Зеркальные работы Рихтера – окно в мир, которым и является по сути картина: покрытое краской зеркало отражает появляющиеся в нем объекты. Эффект зеркальных картин близок тому, что мы видим в размытых и увеличенных фотографиях художника. В произведениях Рихтера все размыто и искажено, что сам художник объясняет следующим образом: «Я размываю изображения, чтобы сделать их равноценно важными и неважными. Я размываю их, чтобы они выглядели созданными не художественным или ремесленным образом, а технологично, плавно и безупречно».
Из серии «Биркенау» - 2, 4 (2016). © Герхард Рихтер 2016
Самый дорогой художник
Герхард Рихтер не раз ставил рекорды среди любимых рынком художников совриска. Его «Абстрактный образ» то и дело повышает ставки на аукционных торгах: в 2012-м картина была приобретена за $ 34 млн, а в прошлом — за $ 46,3 млн. Не уступает им и «Соборная площадь. Милан», проданная в 2013-м за $ 37,1 млн. Конечно, до Сезанна, Ван Гога или Марка Ротко тут далеко, но из ныне живущих Рихтер — самый дорогой художник.
Из коллекции «Абстрактной живописи». © Герхард Рихтер 2016