Печорин. Печорин. Печорин
Свой 239-й сезон Большой театр завершил мировой премьерой балета «Герой нашего времени», в режиссерах-постановщиках которого оказался Кирилл Серебренников. Мы сходили на постановку, чтобы узнать, как звучит роман Лермонтова на языке танца и откуда в либретто появились три Печорина
Кирилл Серебренников с Большим театром уже работал — на его счету постановка оперы «Золотой петушок», — а вот с жанром балета — еще нет. В балетных новичках оказался и приглашенный им композитор Илья Демуцкий. Зато упрекнуть в отсутствии опыта хореографа-постановщика «Героя нашего времени» Юрия Посохова никак нельзя. Премьер Большого в прошлом и успешный хореограф сегодня, он хорошо знает, как добиться технического совершенства исполнения. И вот на Новой сцене — результат коллективных размышлений на тему сюжетов из романа Лермонтова.
Кирилл Серебренников написал либретто с умело выбранными цитатами из новелл «Бэла», «Тамань» и «Княжна Мери». По словам режиссера, свою задачу он видел именно в формировании общей концепции постановки, «делегировав зоны свободы» коллегам. Режиссер, помимо разработки сюжета и написания либретто, занялся костюмами и оформлением сценического пространства, решив на этот раз отказаться от свойственного ему порой минимализма.
Каждый сюжет — драматически завершенный одноактный балет, и начинается новая глава не с танца, а с воспоминаний из дневника Печорина и соло: в «Бэле» это соло на бас-кларнете, в «Тамани» — на виолончели, а в «Княжне Мери» — на английском рожке. Ритмически сложные партии Ильи Демуцкого для танца оказались как нельзя кстати: восточная грация Бэлы, которую Печорин учит у балетного станка классическим па — читай, привычной ему культуре, — сменяется дикими плясками вольной Ундины из «Тамани» или несмелыми под взглядом героя движениями княжны Мери. В этой же новелле на сцене появляется и Вера, тень из прошлого, приносящая за собой не одно воспоминание.
Что касается самого Печорина, то он в премьерной постановке растроился. Мысль Лермонтова о том, что герой его романа раскрывается на страницах в нескольких разных обликах, Кирилл Серебренников воплотил буквально — пригласив на роль не одного, а сразу трех артистов. Кастинг, впрочем, прошел не без сюрпризов. «Я его встречаю в коридоре и говорю: «Ну какой же это Печорин, вы что, издеваетесь надо мной?» — а потом вижу настоящее чудо: он выходит на сцену и делает такие вещи, что понимаешь: он не просто Печорин, он Лермонтов», — вспоминает режиссер, правда, не уточнив, о ком именно идет речь.
Три истории попыток бежать от одиночества, тоски и пустоты в «Герое нашего времени» не только танцуют, но и поют: к примеру, есть вокальное соло, отвечающее за развитие линии Печорин — Вера. Сюжетный балет, поставленный по знакомому всем со школьных времен тексту, «Герой нашего времени» отвечает и за чувство болезненного узнавания — героя дня сегодняшнего, подвластного не только порокам, но и страданиям.