Сегодня в Москве стартовала ежегодная выставка Lexus Hybrid Art, девиз которой в этом году: «Создавая чувства». О том, какие арт-объекты ждут посетителей экспозиции, — в нашем обзоре
Гибридное искусство приходит в Москву вот уже шестой год подряд, каждый раз выбирая для освоения новые и всегда интригующие пространства. Очередная выставка Lexus Hybrid Art исключением не стала: экспозиция обосновалась в театре «Россия», который многие помнят как кинотеатр «Пушкинский». Когда-то здесь показывали фильмы, а теперь ставят мюзиклы. Они, впрочем, на время уступили место современному искусству. Попадая в здание, вы тут же понимаете, что «Создавая чувства» — девиз для Lexus Hybrid Art самый подходящий. За прописанные в каталоге любопытство, изумление, удивление, созерцание, предвкушение и эмоциональность отвечает молодой бразильский куратор Бернардо Москьера, на счету которого уже больше пяти десятков выставок. Отданное на откуп Москьере здание превратилось в территорию, где за каждым новым поворотом (а их здесь немало) действительно поджидают удивление, предвкушение и далее по списку. Стоит сказать, что испытываемые пришедшими чувства описаны весьма точно: когда посередине зрительного зала прорастает спасательная вышка (Гэри Хилл, «Красный Желтый»), без изумления не обойтись никак.
Здесь вообще все очень таинственно: занавесы, закрытые двери, а за ними — видеоарт, инсталляции и, разумеется, перформансы. Есть и пространственные эксперименты — например, работа Лукаса Симоеса «Замкнутое измерение», представляющая собой лабиринт, протянувшийся от зрительного зала к сцене, с постепенно снижающимися по ходу движения стенами — от 207 сантиметров к едва заметным 15. Выход из него есть — прямиком к «Двери» Вадима Фишкина, которая становится границей между реальным и ирреальным. Что происходит по ту сторону полуотворенной двери — вопрос открытый, и найти ответ на него каждому предстоит самостоятельно. Что касается сцены театра «Россия», то артистов мюзиклов на ней сменил кинетизм в лице виднейшего его представителя Хулио Ле Парка.
Скульптура Ле Парка «Свет в движении» нестатична и отсылает к мысли о «мобилях» Александра Колдера (его ретроспектива, кстати, сейчас как раз проходит в Пушкинском музее). Созданная в 1960-е годы, период расцвета кинетического искусства, она все так же актуальна: свет при помощи зеркал, прожекторов и нейлоновых нитей действительно не прекращает свое движение, рождая множество очертаний, а вместе с ними и смыслов.
А недалеко от бесконечных световых трансформаций три женщины на протяжении 9 минут и 6 секунд проходят через стену воды: в очередном темном зале показывают работу классика видеоарта Билла Виолы под названием «Три женщины». Обращаясь в своем творчестве к ренессансным мотивам, Виола создает видео, проникнутые философизмом: постмодернистское прочтение вкупе с техническими возможностями наших дней позволяют художнику задуматься о внутреннем мире человека, течении времени и, как следствие, жизни и смерти.
Инсталляция русской перформансистки Лизы Морозовой предлагает «Быть леворукими вместе», что следует понимать вполне буквально: зритель оказывается в исповедальне от искусства, где должен протянуть свою левую руку в неизвестность и ощутить прикосновение другой левой руки. Никаких взглядов — только тактильный контакт, который, по мнению Морозовой, рождает весьма яркую палитру чувств. От эмоциональности — к предвкушению: чтобы увидеть работу немецкого художника Анники Карс, следует постоять в очереди перед закрытой дверью, за которой раздаются звуки рояля. Занять себя можно размышлениями на тему о том, кто те двое, что играют на одном, и почему иногда они замолкают. А потом, оказавшись в пространстве перформанса, лицом к лицу с его участниками, найти ответы на свои вопросы или сбежать — выбор по-прежнему за вами.
Пространство для исследования Lexus Hybrid Art явно играет эмоциями своих посетителей, чего скрывать совершенно не собирается. У каждого они свои, выходящие за рамки описанных в каталоге выставки, и единственный шанс узнать какие — оказаться внутри зазеркального мира гибридного искусства.
Выставка Lexus Hybrid Art открыта с 22 июля по 2 августа.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7