Гибридное искусство в городе: выставка Lexus Hybrid Art

Расширяя горизонты

Сегодня в Москве стартовала ежегодная выставка Lexus Hybrid Art, девиз которой в этом году: «Создавая чувства». О том, какие арт-объекты ждут посетителей экспозиции, — в нашем обзоре

Гибридное искусство приходит в Москву вот уже шестой год подряд, каждый раз выбирая для освоения новые и всегда интригующие пространства. Очередная выставка Lexus Hybrid Art исключением не стала: экспозиция обосновалась в театре «Россия», который многие помнят как кинотеатр «Пушкинский». Когда-то здесь показывали фильмы, а теперь ставят мюзиклы. Они, впрочем, на время уступили место современному искусству. Попадая в здание, вы тут же понимаете, что «Создавая чувства» — девиз для Lexus Hybrid Art самый подходящий. За прописанные в каталоге любопытство, изумление, удивление, созерцание, предвкушение и эмоциональность отвечает молодой бразильский куратор Бернардо Москьера, на счету которого уже больше пяти десятков выставок. Отданное на откуп Москьере здание превратилось в территорию, где за каждым новым поворотом (а их здесь немало) действительно поджидают удивление, предвкушение и далее по списку. Стоит сказать, что испытываемые пришедшими чувства описаны весьма точно: когда посередине зрительного зала прорастает спасательная вышка (Гэри Хилл, «Красный Желтый»), без изумления не обойтись никак.

Здесь вообще все очень таинственно: занавесы, закрытые двери, а за ними — видеоарт, инсталляции и, разумеется, перформансы. Есть и пространственные эксперименты — например, работа Лукаса Симоеса «Замкнутое измерение», представляющая собой лабиринт, протянувшийся от зрительного зала к сцене, с постепенно снижающимися по ходу движения стенами — от 207 сантиметров к едва заметным 15. Выход из него есть — прямиком к «Двери» Вадима Фишкина, которая становится границей между реальным и ирреальным. Что происходит по ту сторону полуотворенной двери — вопрос открытый, и найти ответ на него каждому предстоит самостоятельно. Что касается сцены театра «Россия», то артистов мюзиклов на ней сменил кинетизм в лице виднейшего его представителя Хулио Ле Парка.

Вадим Фишкин, «Дверь»

Скульптура Ле Парка «Свет в движении» нестатична и отсылает к мысли о «мобилях» Александра Колдера (его ретроспектива, кстати, сейчас как раз проходит в Пушкинском музее). Созданная в 1960-е годы, период расцвета кинетического искусства, она все так же актуальна: свет при помощи зеркал, прожекторов и нейлоновых нитей действительно не прекращает свое движение, рождая множество очертаний, а вместе с ними и смыслов. 

Хулио Ле Парк «Свет в движении»

А недалеко от бесконечных световых трансформаций три женщины на протяжении 9 минут и 6 секунд проходят через стену воды: в очередном темном зале показывают работу классика видеоарта Билла Виолы под названием «Три женщины». Обращаясь в своем творчестве к ренессансным мотивам, Виола создает видео, проникнутые философизмом: постмодернистское прочтение вкупе с техническими возможностями наших дней позволяют художнику задуматься о внутреннем мире человека, течении времени и, как следствие, жизни и смерти.

Билл Виола, «Три женщины»

Билл Виола, «Три женщины»

Инсталляция русской перформансистки Лизы Морозовой предлагает «Быть леворукими вместе», что следует понимать вполне буквально: зритель оказывается в исповедальне от искусства, где должен протянуть свою левую руку в неизвестность и ощутить прикосновение другой левой руки. Никаких взглядов — только тактильный контакт, который, по мнению Морозовой, рождает весьма яркую палитру чувств. От эмоциональности — к предвкушению: чтобы увидеть работу немецкого художника Анники Карс, следует постоять в очереди перед закрытой дверью, за которой раздаются звуки рояля. Занять себя можно размышлениями на тему о том, кто те двое, что играют на одном, и почему иногда они замолкают. А потом, оказавшись в пространстве перформанса, лицом к лицу с его участниками, найти ответы на свои вопросы или сбежать — выбор по-прежнему за вами.

Анника Карс, «Двое играют на одном»

Анника Карс, «Двое играют на одном»

Пространство для исследования Lexus Hybrid Art явно играет эмоциями своих посетителей, чего скрывать совершенно не собирается. У каждого они свои, выходящие за рамки описанных в каталоге выставки, и единственный шанс узнать какие — оказаться внутри зазеркального мира гибридного искусства.

Выставка Lexus Hybrid Art открыта с 22 июля по 2 августа.

Леандро Эрлих, «Примерочные»

Анника Карс, «Двое играют на одном»

Гэри Хилл, «Красный Желтый»

Гэри Хилл, «Красный Желтый»

Дэвид Биркин, «Пыль снегов»

Дэвид Биркин, «Пыль снегов»