Искусство на благо
Побывав в Каннах на постановке Elysium Bandini Studios, мы поговорили с ее создателями и участниками, чтобы выяснить подробности из первых уст. Слово — Денису Катаеву
Что будет, если соединить русские народные сказки, американскую хореографию, итальянскую моду и модную интернациональную музыку? Выходит трансатлантический арт-проект, амбициозное шоу, которое показали во время Каннского кинофестиваля в рамках благотворительной программы Elysium Bandini Studios. Это детище актера, режиссера, писателя и художника Джеймса Франко, открывшего школу для талантливых студентов, чтобы теперь вместе с ними и неравнодушными профессионалами индустрии снимать фильмы и придумывать перформансы, все доходы от которых направляют в различные фонды поддержки творческого образования детей со специальными нуждами, в хосписы. На этот раз представление добралось до Канн. Для команды организаторов важно было представить инновационную и беспрецедентную постановку. В сфере кино они уже освоились, сняли 17 экспериментальных проектов, а теперь, как говорит один из основателей проекта Дженнифер Хауэлл, замахнулись на интернациональную историю без жанровых границ и стереотипов: «Перед нами стояла довольно сложная задача культурной коллаборации, чтобы в одном шоу свести разные виды искусства: и музыку, и театр, и современный танец, и даже fashion-показ».
По итогам получилось красочное визуальное шоу в лучших традициях дягилевских «Русских сезонов» на Лазурном Берегу. Для этого объединили космополитов, разбросанных по миру, но собранных на время ради этой глобальной задачи. Авторы проекта особо подчеркивают, что это все-таки больше концептуальное высказывание, чем визуальная постановка: основа здесь драматическая, прописаны 7 сказочных героев, их характеры, их взаимодействие. В центре внимания — русские народные сказки, та самая система Проппа, разложившего всех действующих лиц сказаний и повороты сюжетов по полочкам, которую сначала переработала русский дизайнер из Милана Алена Кононова. В первую очередь она визуализировала этих персонажей, полностью создала их образы: «Я придумывала наряды для всех героев. Анимировать структуру, схему, концепцию — в этом была моя задача, одновременно сложная и очень интересная. В итоге получалась такая русско-американская сказка на французской территории, в Каннах. Все это, конечно, очень символично». А всемирно известный хореограф Райан Хеффингтон, который работал с певицей Sia, продумывал для каждого из этих героев специальные сказочные движения: «Хотелось показать очень живую и человеческую историю. Поэтому для меня прежде всего важны эмоции и характеры персонажей, ведь это все же драматическое произведение больше, это я и хотел передать в танце».
Кстати, Райан даже общался с Ильей Лагутенко до этого, он не раз слушал песни «Мумий Тролля», которые, как он говорит, ему по душе, но по-настоящему сошлись они только на этом проекте. Оба утверждают, что вдохновлялись творчеством друг друга, один слушал музыку, а потом ставил танец, и наоборот — вот такой культурный взаимовыгодный обмен. Илья Лагутенко не только сочинил музыкальное сопровождение для этого проекта, он точнее всех описывает его идею: «Это такое гибридное искусство. Сейчас же модно все гибридное. Это наш ответ гибридной войне». Илья использовал для постановки не совсем привычную аранжировку, однако не совсем изменил себе: в частности, использовал переработанные знакомые хиты, которые когда-то писал для кино, например для серии «Дозоров» Тимура Бекмамбетова. Для Лагутенко при этом было очень важно, что это командная игра: «Ведь до этого я всегда все брал на себя, был основной движущей силой, все замыкалось на мне, а здесь я впервые был поставлен в определенные рамки и делал не только то, что хочется мне, но в основном отталкивался от того, чего хотят другие. И это, конечно, уникальный опыт, я же никак не был связан ни с балетом, ни с современным танцем, ничего не понимал в модных тенденциях. Так что это прямо какой-то новый этап в саморазвитии получился».
Жалеет он только об одном: в последний момент пришлось отказаться от пения — только музыка, только мелодия, но и с этим удалось совладать и снова пойти на творческий компромисс ради общего дела. С ним согласны все участники группы, потому что для всех это был уникальный опыт коллективного разума. «В процессе работы никто не пострадал. Каждый отвечал за свою часть, мы даже не спорили, понимали друг друга с полуслова. Видимо, потому, что у нас близкое восприятие прекрасного, на легкой волне все и прошло. В наше время нужно обмениваться идеями, делать что-то совместно, а не жить по принципу «один в поле воин». В этом есть интерес», — говорит дизайнер Алена Кононова.
Шоу показали на каннском пляже в присутствии знаменитостей, гостей и участников фестиваля. Оно стало одним из самых эффектных событий на Круазет в этом году. Те, кто попал, еще долго обсуждали увиденное. Учитывая, что происходило это все в рамках Каннского кинофестиваля, где Илья Лагутенко еще и представлял в Российском павильоне новый документальный фильм про себя и тур «Мумий Тролля» под названием «Sos матросу!», который, кстати, совсем скоро покажут в Москве на закрытии Beat Film Festival, а сам проект Elysium Bandini Studios курирует Джеймс Франко, в любом случае выходит так, что постановка напрямую отсылает нас к кинематографу, и авторы уже даже планируют собраться вновь, чтобы снять кино на основе этого материала.
В конце концов, это еще отличный пример культурного диалога между странами в такое напряженное время. «В первую очередь этим мы показываем, как важно быть вместе вопреки политическим дрязгам, надо совместно развивать искусство, помогать художникам. И это отличный способ доказать, что сотрудничество между Россией и США возможно, вот оно, надо поддерживать такие инициативы», — подчеркивает Дженнифер Хауэлл. Ее коллега, еще один основатель Elysium Bandini Studios Тим Хэдингтон подтверждает: «Не зря мы взяли за основу русские сказки. Все-таки это богатое наследие. Такую сокровищницу просто необходимо использовать, в том числе и на Западе. Без политики, просто ради искусства».