"Гоголь-центр": Премьеры нового сезона

Год под лозунгом "В поисках настоящего"

Новый сезон "Гоголь-центра" пройдет под лозунгом "В поиске настоящего". Этой осенью в театре говорят о подростковом бунте — от спектакля "Машины" до музыкальной постановки "Пробуждение весны" по Ведекинду — о социально-бытовых драмах, ставят Шекспира и Эврипида, а также переносят на сцену "Мертвые души" Николая Васильевича Гоголя в инсценировке Кирилла Серебренникова.

Первая из премьер — а всего их будет 13 — ожидается на сцене театра уже 13 сентября. Это постановка "Машины" по довольно жесткой прозе Юрия Клавдиева — история о провинциальных девушках, бунтующих против ненавистной среды. Еще в театре ожидают трилогию спектаклей по советским киносценариям, перенесенным в наше время, еженедельные концерты-"квартирники", фестиваль балета Дианы Вишневой (4-6 декабря) и празднование 50-летия Театра на Таганке. В этом сезоне "Гоголь-центр" также запускает новый проект: театральную Медиатеку, пытаясь впервые в России собрать коллекцию театральных событий, так или иначе зафиксированных в кино, на видео или в аудиоформате. О самых интересных премьерах сезона рассказываем по порядку.

"Машины"

13, 14, 15 сентября, Малый зал
Режиссер: Владимир Панков 

Две провинциальные девушки восстают против отвратительной для них среды: они отрицают любые нормы поведения, бросают вызов обществу и только перед лицом смерти впервые задают себе вопрос о том, что же такое жизнь.

В спектакле играют студенты Российского университета театрального искусства ГИТИС (курс Валерия Гаркалина) вместе с актрисами старшего поколения труппы МДТ имени Гоголя. Музыка Земфиры — песня "Мне приснилось небо Лондона" — служит лейтмотивом всего спекталя, повторяясь в разных аранжировках, от рока до джаза.

Сцена из спектакля "Машины"

"Пробуждение весны"

4, 5, 6, 8 октября, Большой зал
Мюзикл Стивена Сейтера и Дункана Шейка. Постановка Кирилла Серебренникова 

"Пьеса "Пробуждение весны", написанная Ведекиндом в конце XIX века — пример декаданса, история про то, что молодые люди в обстоятельствах запретов, ханжеской морали, тем не менее чувствуют, им хочется любви и все эти запреты, ограничения, нормы и правила оказываются сметены "молодым штормом" — рассказывает о спектакле Кирилл Серебренников.  — "Это пробуждение чувств, на самом деле."

В 2006-м году мюзикл Spring Awakening оказался хитом на Бродвее и стал одним из самых громких событий на музыкальной западной сцене. "Но техническое совершенство мюзикла нам не грозит" — добавляет Кирилл Серебренников и  называет "Пробуждение весны" скорее музыкальным спектаклем. Лейтмотивом его становится мятежный дух — желание жить, любить и бороться против системы.

Сцена из спектакля "Пробуждение весны"

"Медея"

5, 6, 8, 9 октября, Малый зал
Режиссер: 
Владислав Наставшев 

Автор двух спектаклей "Гоголь-центра" — "Митиной любви" и "Страха" — Владислав Наставшев на этот раз обратился к трагедии Еврипида. Но в постановке нет места мстительной и жесткой матери-детоубийце — античная героиня, чуждая этому миру, помещается в центр бытовой драмы и страдает. Ее действия диктуются не местью и ревностью, а извечным конфликтом толпы и одиночки.

"Гамлет"

27, 28, 29, 30 ноября, Большой зал
Режиссер: Давид Бобе

"Гамлета" французский режиссер Давид Бобе лишает всякого романтического ореола и делает пьесу строгой и бескомпромиссной. Его постановка, как всегда построена на сложных сценических технологиях, но говорит прежде всего о человеке и проблемах его бытия. В спектакле играют актеры "Седьмой студии" Кирилла Серебренникова, главную роль исполняет 22-летний Филипп Авдеев.

"Я уже ставил "Гамлета" в Варшаве, но мечтал показать этот спектакль в Москве, публике, которая так хорошо принимала мои "Метаморфозы" и "Фею" (на сцене "Гоголь-центра" и МХТ им. А. П. Чехова соответственно — прим. ред.). Впрочем, мы с Кириллом решили, что будет интереснее, если это будет новый спектакль, а не воспроизведение уже существующего". — Давид Бобе

Кирилл Серебренников и Алла Шендерова

Creation

3-10 января, Большой зал
Режиссер и художник: Вера Мартынова

Хотя история происходит в канун Нового года, покажут ее сразу после праздника, много раз в течение новогодних каникул. Главный художник "Гоголь-центра" Вера Мартынова сочинила собственный спектакль на музыку современного американского композитора, лауреата Пулитцеровской премии Дэвида Лэнга. Ее проект соединит в себе элементы театра, концерта и выставки, и станет отличной альтернативой приевшимся детским елкам — спектакль Creation расчитан на семейную аудиторию.

"Мертвые души"

24-29 января, Большой зал
Режиссер: Кирилл Серебренников 

Кирилл Серебренников представляет на сцене "Гоголь-центра" спектакль по собственной инсценировке "Мертвых душ". Все роли в ней исполняют мужчины. Роль Чичикова исполнят Один Байрон и Семен Штейнберг. Валерий Гаркалин сыграет Плюшкина. Поэма важнейшего для театра русского писателя будет положена на специально написанную композитором Александром Маноцковым музыку, которая превращает гоголевские лирические отступления в зонги.

Кадр из фильма "Девять дней одного года" Михаила Ромма

Трилогия по советским киносценариям:

"Сталкер. Машина желаний" (21, 22, 23 февраля)

"9" (9, 10, 11 мая, Малый зал)

"Плюмбум" (31 января, 1, 2 февраля, Малый зал)

На малой сцене "Гоголь-центр" представит трилогию по советским киносценариям — своеобразное продолжение трилогии европейских фильмов, вышедших в прошлом сезоне. Молодые режиссеры осмысляют советское кино: как выглядел бы герой "Сталкера" Андрея Тарковского, например, перенесенный в наши дни? Или подросток Руслан из фильма Вадима Абдрашитова "Плюмбум, или опасная игра", который перепрыгнул в XXI век прямиком из 1980-х? Первый спектакль играется поздно вечером, зрителей ждет путешествие по "Гоголь-центру", в том числе по помещениям, обычно от публики закрытым — театр будто превращается в "зону" из фильма. Второй — повествует о "свинцовых мальчиках", которые делают карьеру и принимают решения; "Плюмбум" (что в переводе с латыни означает "свинец") — история о том, как человек может стать мертвецом еще при жизни. 

Третий спектакль — "9" — поставлен по фильму Михаила Ромма "Девять дней одного года", рассказывает о любовном треугольнике, в котором каждый пытается обрести свое счастье и ставит неразрешимый вопрос о силе поступка и цене жертвы.

Кадр из фильма "Сталкер" Андрея Тарковского

Дарья Горшкова

09.09.13, 19:10