Архитектура еды: как интерьер ресторана влияет на его успех

Прямая взаимосвязь

Наш гастрономический обозреватель Владимир Гридин встретился с президентом французского интерьерного дома Christian Liaigre и выпытал у него профессиональные секреты

Имя Кристиана Лиэгра широко известно благодаря проектам домов и яхт знаменитостей. В списках его клиентов — Руперт Мердок, Карл Лагерфельд, Валентино Гаравани, Кензо Такада, Кельвин Кляйн, Брайан Адамс. Кроме того, он построил знаковые отели и рестораны Montalembert и La Societe в Париже, Mercer и Buddakan в Нью-Йорке, по его проекту создан шоу-рум Chanel на площади Вандом. И это далеко не полный список проектов дома Christian Liaigre. Их так много, что Кристиан эпизодически издает книги. Кстати, третья по счету книга-альбом последних 12 работ вышла в конце прошлого года. Кристоф Кайо тоже является довольно любопытной личностью с интересной карьерой. За его плечами работа в доме Jean Paul Gaultier, французской Федерации haute couture и pret-a-porter, Палате союза мужской моды. С его приходом в дом Liaigre бренд начал активно развиваться во всем мире.

— Первоначально мы работали над проектами частных домов и резиденций по всему миру и накопили немалый опыт освоения самых разных пространств. Использование готового пространства, не спроектированного нами перед строительством, и наделение его желаемым функционалом — то еще развлечение, надо сказать, требующее изобретательности и изворотливости ума. И когда мы работаем с ресторанными проектами, мы мыслим не категориями дизайна как впечатляющего объекта, а категориями функциональности и практичности. Как люди будут двигаться? Как пространство будет жить? Как будет падать свет? Последний становится центральным элементом любого нового проекта. Технологичность освещения за последние 10 лет невероятно изменилась. Теперь возможно менять не только его мощность в зависимости от времени дня, но и направление и фокусировку. Свет помогает прорисовывать объем пространства и работать с его настроением, не говоря уже о возможности сосредоточить внимание гостя на содержимом тарелки. Станет ли место не просто точкой общепита, но обретет атмосферу, характер, привлекательность? "При разработке проекта ресторана атмосфера места важна так же, как удобство и комфорт посетителей и качество еды, которую готовят на кухне" Нью-йоркский Buddakan — огромное пространство с высокими потолками. Нам нужно было сделать его уютным, обжитым. В лондонском Hakkasan Hanway Place нет естественного освещения, он расположен в цокольном этаже. Мы создали атмосферу ускользающего императорского Китая благодаря миксу разных материалов и почти театральных приемов. Так появился стиль современной этники, который используется сейчас в ресторанах сети по всему миру. Решетчатые экраны, мерцание стекла, черного лака панели с золотым рисунком, ширмы из темного английского дуба (он же использован и в 16-метровом баре) — все это создает атмосферу декаданса в стиле шинуазри, которой добавляет динамики театр открытой кухни.

Парижский La Societe совершенно другой. Это типичный образец дизайна нашей компании. Мы всегда использовали превосходно обработанное дерево, искали совершенство в отделках. Если вы хотите сделать ресторан привлекательным местом, вам нужно использовать лишь лучшее из доступного. Это сделает его не только притягательным для гостей, которые захотят разделить с вами чувство роскоши, но и заставит говорить о заведении. Люди любят делиться хорошими впечатлениями, и вложения в грамотный дизайн ресторана — это и вложение в его рекламу тоже. В La Societe мы использовали стекло (что не всегда хорошо, потому что прозрачные перегородки из стекла могут быть опасными), кожу и дерево. Особенность этого места — мебель. Мы постарались создать ее так, чтобы она была максимально удобной и органично вписалась в пространство, помогла ему выглядеть естественно.

La Societe

"Мебель для нас всегда часть интерьера, и мы создаем ее дизайн параллельно с дизайном пространства. Только так можно добиться естественности интерьера"
При создании ресторана мы обсуждаем с заказчиком атмосферу, которой он хочет добиться: расслабленный лаундж, формальность роскошного кабинета для деловых встреч, непринужденность. Понимание цели проекта определяет размер и форму мебели. В Lа Societe братья Кост хотели, чтобы гости почувствовали себя римскими патрициями и почти лежали во время трапезы. Поэтому мы сделали очень низкие кресла и диваны из кожи и красного дерева, которые моментально расслабляют каждого, кто в них присядет. Это похоже на домашнюю трапезу, во время которой часто не сидишь с прямой спиной за накрытым крахмальной скатертью столом. При этом кухня fusion этого ресторана не дает забыть о его гастрономичности, а антикварные полы напоминают, что вы находитесь в здании 1851 года рождения.

Кухня будущего ресторана также важна для создателей интерьера. Заведение с азиатской фьюжн-кухней будет выглядеть иначе, чем ресторан региональной французской кухни. Все определяет глобальный концепт: расположение ресторана, уровень клиентов, которых он хочет привлечь, кухня, личность шефа — здесь связано все. Если в прекрасном интерьере вам подадут плохую еду, это вряд ли порадует вас, как и превосходный ужин в обшарпанной кладовке.

Я люблю поесть и часто хожу в рестораны, но сама еда для меня недостаточна при этом. Мне важны атмосфера, уровень заведения, возможность разделить эмоции с друзьями в окружении совершенства, которого часто так не хватает в обычной жизни. Среди таких мест, в которых еда и интерьеры существуют в гармонии, предоставляя гостям возможность наслаждаться единством элементов, я могу назвать рестораны Жоэля Робюшона и Ги Савуа. Непременно загляните в них, когда будете в Париже.